ксения плотникова
Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе, Центр сенсорного развития» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Актуальность: В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Именно в процессе игры ребёнок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает и переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Наблюдая за детьми первой младшей группы, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по рисованию, лепке, конструированию и т. д. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики : неловкость, несогласованность рук. Ребята моментально утомлялись, имели низкую работоспособность. Все это и подтолкнуло меня к созданию в группе предметно – развивающей среды по развитию сенсорного восприятия. Ведь работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Я считаю, что при отсутствии нужной предметно – развивающей среды у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, пропадает интерес к игровой деятельности.
Проблема.
Проведенная диагностика по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показала недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Гипотеза: если у нас будет правильно организованная предметно – развивающая среда по сенсорному развитию, то у детей повысится интерес к рисованию, лепки, дети с удовольствием будут конструировать, у них появится стремление узнавать что то новое.
Цель проекта - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность; развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей, оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Ресурсное обеспечение:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01. 2012)
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. N 30384
Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы.
Информационные:
- методическое обеспечение
- анкетирование
- мониторинг
- организация мероприятия
Материально – техническое (необходимые для выполнения проекта) :
успешная реализация проекта и достижение поставленной цели предполагают развитие предметной развивающей среды, удовлетворяющей современным требованиям дошкольного образования:
При реализации проекта предусматривается создание :
– интегрированного игрового пространства;
– специально организованных развивающих зон для воспитанников.
– информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников;
– оснащение развивающего пространства группы,
- приобретение технических и дидактических средств обучения.
Этапы:
- Подготовительный (основной)
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
• Проведение диагностики.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
- Практический этап: (внедренческий)
Работа с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность. (лепка, рисование, конструирование).
- Совместные дидактические игры.
- .Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем мышек в домики»; «Найди такой же…»; «Домик для матрешки" и т. д.
- Дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии) : "Цветочек",«Развивающая книжка», «Подушечки с секретиками», «Гусеница раскладушка», и т. д.
- Настольно-печатные дидактические игры: «Узнай насекомого», «Развивающее лото», «Собери пазлы» и т. д.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап (результативный)
Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели.
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Игра – путешествие «На день рождения медвежонку»
Презентация для родителей.
Фотовыставка «Учимся играя».
Предполагаемый результат.
В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырастет уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получат методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.