Борисова Татьяна
Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы. Эта деятельность прикладная, то есть направлена на улучшение качеств предметов. С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, которые радовали ребенка и развивали его воображение. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
В настоящее время общество нуждается в нестандартных, деятельных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди, умеющие ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными ими в обществе.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем умнее ребенок».
«Творчество, – пишет В. В. Давыдов, – является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Творческие задатки закладываются в детстве и у разных детей они разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Одним из действенных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста признано русское народное декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное декоративно-прикладное искусство благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями. Декоративно-прикладное искусство является важнейшим средством формирования всесторонне развитой духовно-богатой личности. Занятия по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, вышивке, где можно использовать народное творчество, все это замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Это необходимо для того, чтобы дети не просто знакомились и узнавали виды народного творчества, но и могли в дальнейшем передавать окружающим свое представление о декоративно-прикладном искусстве.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс работы с детьми дошкольного возраста.
Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на прялках, украшенных мезенской росписью, насыщенные по цвету жостовские подносы и расписные матрешки.
Постигая народное творчество, дошкольники приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Поэтому процесс обучения творчеству в детском саду строится так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Для этого в программу обучения вводится много технологий работы с различными изобразительными материалами, используются наглядно-методические пособия, пополняется предметно-развивающая среда. На материалах, выбранных для декоративного рисования, хорошо проводить сопоставления и сравнения. Это дает возможность перенести усвоенные детьми знания, умения, приемы и навыки работы в декоративное рисование. Дети будут применять все это и на других занятиях по изобразительному искусству.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду является интересной и многогранной темой. Знакомство дошкольников с народным искусством заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Народное искусство способствует воспитанию людей духовно богатых, учит любить и ценить то, что признано народом. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых формах раскрывает детям красоту и прелесть окружающего мира. Оно помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно.
Список используемой литературы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду».
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М. : Цветной мир. – 2010.
7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
9. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
10. Усова А. Н. «Русское народное творчество в детском саду».