Наталья Ярушина
Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством словесных игр и речевых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством словесных игр и речевых упражнений
"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык"
К. Г. Паустовский
Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью. Речевая деятельность является самой сложной и самой распространённой. Без неё невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда информирует, составляет основу другой деятельности человека.
Публикация «Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством словесных игр и речевых упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы в силу каких-то причин ребёнок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Поэтому, так важно научить ребёнка красивой, грамотной и правильной речи. Актуальность выбранной темы:
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Это может быть связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Как показывают результаты исследования психологов, дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.
Однако в этом возрасте, ещё встречаются дети, не совсем чётко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо. Решающую роль формировании правильного произношения играет своевременно начатое обучение. Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников связано с работой по дифференциации звуков и предусматривает три вида работы:
-дифференциацию изолированных звуков,
-дифференциацию звуков в словах и
-дифференциацию звуков в речи.
Проведя диагностику в нашей группе, совместно с логопедом, мы выявили некоторые проблемы в звуковой культуре речи детей. У 68 % детей группы (14 человек) наблюдаются проблемы с речью: не чёткое произношение звуков, изолированно и в словах, слабый артикуляционный аппарат. Некоторые дети, верно произнеся звуки, затрудняются в различении их на слух.
Это всё в дальнейшем, может привести к трудностям в овладении грамотой.
В связи с тем, что дети поступили в наш детский сад в разном возрасте и неодинаково усвоили все разделы звуковой культуры речи, мы считаем, что эта работа должна продолжаться и в старшей группе. Кроме этого, необходимо уделять большое внимание и элементам подготовке обучения грамоте.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок будет неправильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднён.
Всё это и послужило поводом, начать нам, совместно с логопедом работу по формированию у детей звуковой культуры речи посредством словесных игр и речевых упражнений.
Для успешного обучения детей мы используем игровые методы и приёмы, т. к. игра является основным видом деятельности дошкольников.
С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Цель: Создание условий для формирования звуковой культуры речи посредством словесных игр и речевых упражнений и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа. Задачи:
1. Учить детей правильно произносить звуки и слова.
2. Учить детей дифференцировать звуки по акустическим и артикуляционным свойствам, а также дифференцировать звуки изолированно, в словах, в речи.
3. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
4. Укрепить артикуляционный аппарат с помощью специальных упражнений.
5. Подвести детей к усвоению звукового анализа слова.
6. Познакомить с буквой как моторным образом звука.
7. Совершенствовать речевое дыхание детей, дикцию, интонационную выразительность с помощью речевых упражнений.
8. Развивать мышление, память, внимание.
Работу с детьми по воспитанию у детей звуковой культуры речи я определила в несколько этапов. 1 этап: подготовительный
2 этап: основной (с отслеживанием промежуточного результата) 3 этап: итоговый I этап- подготовительный
Цель: выявление проблемы, определение целей и задач предстоящей работы, разработка мероприятий с детьми и родителями по теме проекта. На первом этапе была проведена диагностика уровня развития у детей связной речи, в том числе овладения детьми звуковой культурой речи, совместно с логопедом ДОУ, которая выявила проблему по данному разделу программы. С этой целью я разработала диагностику, которая показала как у детей сформирована звуковая культура речи, по следующим критериям:
-произносит все звуки и буквы, речь чистая;
-умеет проводить звуковой анализ слова, знает гласные и согласные звуки;
-умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- развитие слухового внимания; -развитие артикуляционного аппарата;
-умение выразительно читать стихи;
Диагностику проводила с использованием наглядности: картинок
-предметных и сюжетных; дидактических игрушек. За основу диагностики взяла диагностические тетради Верещагиной (старшая и подготовительная группа). Далее мной была, просмотрена методическая литература по теме, подготовлена картотека словесных игр и речевых упражнений, подобраны комплексы артикуляционной гимнастики, подборка стихов для многократного повторения на заданный звук, картотека стихов, скороговорок, консультации для родителей по воспитанию у детей звуковой культуры речи. Роль родителей заключалась в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи детей : контроле речевого дыхания, темпа речи, правильному произношению звуков и слов, дальнейшему развитию мелкой моторики рук.
II Этап – основной (деятельностный)
Цель: Реализация мероприятий по проекту. На втором этапе начала работу по воспитанию ЗКР у детей посредством словесных игр и упражнений.
Игры и упражнения планировала проводить как на занятиях по грамоте, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах: зарядка (при выполнении дыхательной гимнастики, на прогулке, при выполнении культурно- гигиенических навыков, а также в игровой деятельности.
Основным рабочим материалом явились словесные игры и речевые упражнения, дифференцированные задания на карточках (звуковой состав слова, фишки, подборка стихов, скороговорок, сказок об Язычке, четверостиший на многократное повторение, азбука букв в картинках.
С этой целью были созданы картотеки словесных игр и упражнений, картотека скороговорок, чистоговорок (многократное повторение слогов, мини- альбомы картинок по звуковой культуре речи, карточки букв.
Все материалы поместили в центре грамотности "АБВГДейка".
Большое внимание уделялось мной развитию и укреплению артикуляционного аппарата детей. С этой целью использовала разного рода упражнения. В группе создали картотеку артикуляционных упражнений, а так же подобрали картинки голосового аппарата, сказки про Язычок, набор маленьких зеркал.
В целом, артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы тренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обращала внимание на то, что во время выполнения артикуляционных упражнений, нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы.
Чтобы эффект артикуляционных упражнений был максимальным, все упражнения выполняли в замедленном темпе, перед зеркалом. Проделав артикуляционную гимнастику, убеждалась, что все части речевого аппарата ребёнка по отдельности работали активно.
Во время разговора детей обращала внимание на общую артикуляцию. Особенно при разучивании стихов, скороговорок и др.
Словесные игры и речевые упражнения проводила с детьми как фронтально, таки индивидуально по 1-2 ребёнка. При обучении правильному звукопроизношению обращала внимание на правильное речевое дыхание и темп речи.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи велась мной с тесном содружестве с родителями. Родители являются нашими главными помощниками.
В начале года вся группа детей была обследована, где были выявлены дети с проблемной речью. На собрании мы познакомили родителей с тем, какие дети будут посещать индивидуальные занятия.
В раздевалке оформила ширму для родителей "Советы логопеда" куда помещали информационные листы по теме: список детей, посещающих логопеда, рекомендации логопеда, консультации " Артикуляционная гимнастика: её значение", "Говорим правильно и красиво", картотеку упражнений артикуляционной гимнастики, стихи, чистоговорки, речевые упражнения.
С родителями проводила индивидуальные консультации, рекомендации при проведении артикуляционной гимнастики, давала советы, как учить стихи с детьми дома к праздникам, оформила картотеку скороговорок и чистоговорок на заданный звук. В беседах с родителями обращала внимание на необходимость совместного с детьми чтения сказок, рассказов. Рекомендовала список художественной литературы для чтения детям пяти- шести лет. С детьми были проведены занятия в игровой форме по звуковой культуре речи с использованием проекционного оборудования"Дифференциация звуков (Л) и (Р) "., беседы"Говорим правильно и красиво". С детьми читала сказки О Весёлом Язычке, о коте Рыжике, а также проводила речевые упражнения с использованием упражнений артикуляционной гимнастики, разучивали скороговорки, чистоговорки, четверостишия на многократное повторение определённого звука, которые дети с большим удовольствием затем рассказывали самостоятельно.
С интересом дети играли в словесные игры, которые явились основным рабочим материалом по данной теме.
Для этого использовала разнообразные словесные игры на развитие фонематического слуха, на развитие артикуляционной моторики, на развитие голоса, на дифференциацию звуков. Например, "Придумай слово на заданный звук", "Назови первый звук", "Звук заблудился", " "Найди слова с одинаковыми звуками", "Будь внимателен", "Какой звук жужжал?", "Эхо" и др.
Игры проводила с использованием наглядного материала (картинок, предметов, а также с использованием (презентаций).
Во время работы использовала дифференцированные задания на карточках (звуковой состав слова, рассматривание мини- альбомов с детьми, где были помещены картинки по звуковой культуре речи.
Кроме этого дети играли в пальчиковые игры, которые проводили совместно с педагогом и самостоятельно.
На занятиях, во время прогулок, режимных процессов внимательно следила за речью детей и добивалась, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе моей работы по развитию речи большое место заняли словесные игры и упражнения игры, направленные на выработку у детей чёткой дикции.
В середине года старшей группы мной была проведён промежуточный мониторинг по овладению детьми звуковой культурой речи, посредством игр и упражнений.
Результаты показали, что у большинства детей улучшилось звукопроизношение, артикуляция звуков, за счёт укрепления артикуляционного аппарата. Дети познакомились со звуковым анализом слов, большинство детей научились различать звук и букву. Однако, наблюдалось низкое развитие слухового внимания и фонематического восприятия; требовалась работа над интонационной выразительностью речи, дикцией.
3 этап – итоговый
Цель: Обработка полученного результата на соотношение поставленных задач и ожидаемого результата работы.
На заключительном этапе была проведена диагностика развития звуковой культуры речи детей 5-6 лет. На родительском собрании в конце года, родители ознакомились с результатами проекта. Им была представлена итоговая диагностика, а также работа по проекту по этапам в форме экспресс- выставки, с использованием средств ТСО.
Родителям рекомендовали литературу по теме с последующим продолжением работы по развитию речевой деятельности детей в старших группах, в том числе и звуковой культуры речи.
Проведённая работа с детьми позволила добиться хороших результатов, об этом свидетельствуют результаты диагностики.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
1. Дети познакомились с понятием «звук» и «слово»
2. Большинство детей научились различать на слух слова и произносить первый звук в словах. 3. Речевые игры и упражнения способствовали развитию фонематического восприятия, слухового внимания, речевого дыхания.
4. У детей улучшилось звукопроизношение гласных и согласных звуков, появился интерес к словесным играм.
5. Обогатилось образовательное пространство группы методическим и дидактическим материалом по развитию звуковой культуры речи : альбомы предметных картинок по ЗКР, сказки про Весёлого Язычка; консультативный материал для родителей; оборудованный центр речевого развития; картотека словесных игр и упражнений на развитие фонематического слуха, развитие слухового внимания, развитие дикции; картотека упражнений артикуляционной гимнастики.
6. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у дошкольников старшего возраста, в том числе посредством речевых упражнений и словесных игр.