Папки-передвижки

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность

Анастасия Мамедова
Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театральную деятельность. [/b]

В нашем ДОУ над звуковой культурой речи детей мы работаем в тесном сотрудничестве с дефектологом. В этой консультации я познакомлю вас с работой воспитателей над этой задачей, используя, театральную деятельность. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению интересно и ненавязчиво проводим артикуляционную гимнастику.

Публикация «Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность» размещена в разделах

1 слайд [/b]Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

2 слайд В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи являются театрализованная деятельность. Значение которой подчеркивалось в работах и исследованиях: Т. Н. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджеритской, У. К. Карамазиной.

Этот вид деятельности имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

3 слайд С помощью театрализованной деятельности решаются конкретные задачи по развитию звуковой культуры речи:

- постановка дыхания;

- усвоение ритма слова;

- усвоение артикуляций отдельных звуков;

- приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

4 слайд В нашей группе были созданы условия для театрализованной деятельности: изготовлена ширма, сделан набор кукол и декораций, подготовлен уголок ряженья. Проведены ряд бесед, познакомили с такими видами театра, как театр Петрушки, настольно-плоскостной, теневой, театр би-ба-бо.

5 слайд У детей с зпр еслабо развиты органы артикуляции (губы, зубы, язык, поэтому им надо помочь в подготовке мышц артикуляционного аппарата, участвующих в произношении фраз, предложений. Этому помогает артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Как это сделать используя театрализацию в работе с детьми.

Например, в гости к детям пришел розовый слоненок, который предложил детям поиграть с ним в необычные игры:

- «жарко, холодно»: жарко – широко открыть рот, холодно – рот закрыть;

- «дудочка» - с напряжение вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты);

- «лошадки» - пощелкать язычком, как цокают копытца и др.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует продуцированию детьми правильных звуков, а в последствии – усвоению слов сложной конструкции.

На этапе автоматизации продолжилась работа по артикуляционной гимнастике. Ввели игрового героя перчаточного театра («Вспомните, что мне нужно сделать, чтобы правильно произнести звук «ж»).

6 слайд Для укрепления речевого дыхания в работе используются игры на поддувание. Например: в гости к детям пришла «Осень» и подарила всем разноцветные листочки. Дети дуют на листочки, сдувают их с руки, получается листопад («Большой и маленький ветерок»). Дуем на цветок, вентилятор, сдуваем листики, домик - занавески, лягушка по дорожке, дуем на шарик.

7 слайд Для развития голосового аппарата в качестве подготовительной работы предлагаю выполнять игровые упражнения, в которых требуется произносить один и тот же звук с различной громкостью. Например: «Давайте посигналим, как большая машина, а потом как маленькая» и др. Отметила, что при звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны и др., у детей возросла активность, появился интерес, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляла детей и не давала положительных результатов.

8 слайд В речевом воспитании детей большую роль играют потешки, песенки, они создают речевую активность детей, которая благоприятствует своей динамичностью, содержанием. В помешках, песенках лучше использовать игрушки, а так же можно заменять фигурками плоскостного и настольного театра. Например: предложить ребятам спеть песенку для маленького котика «Давайте споем ласково и не очень громко, чтобы не испугать котика» («Котя, Котенька, Коток…»).

Знакомые игрушки используются в повседневной жизни. Так «Котя, Коток» каждое утро встречал ребят, здоровался с ними, хвалил за хорошие поступки. В режимных моментах вместе с Котиком проговаривали такие потешки, как «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса» и др.

Для постепенного расширения игрового опыта используются следующие приемы:

- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (воробышки машут крыльями, дети проснулись – потянулись);

- игра-имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, засмеялись);

- однотемная бессловесная игра- импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька попляши…», «Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег…»);

- игра-имитация образов знакомых персонажей (неуклюжий медведь идет к дому, храбрый петушок шагает по дорожке);

- игра-импровизация коротких сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей»; Е. Чарушин «Утка с утятами») с использованием игрушек настольного театра;

- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

9 слайд [/b]Развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук также является важной частью этой работы, так как она способствует улучшению артикуляционной моторики и готовит кисти рук к письму. Пальчиковую гимнастику проводила систематически по 3-5 минут ежедневно в игровой форме: «Этот пальчик-бабушка»; «Сорока-ворона» и др. Совместно обыгрывали несложные сказки с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка», с помощью пальчикового театра и театра би-ба-бо.

11 слайд [/b] Шарики массажные Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению интересно и ненавязчиво проводим артикуляционную гимнастику, используя «Театр Смешариков» с элементами биоэнергопластики.

12 слайд [/b] Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

"Теремок"

На поляне теремок,

(Соединить ладони "домиком".)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в "замок".)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в "колечки".)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг!

(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

13 слайд[/b] игры с платочком – игры нашего детства, которые очень интересны и доступны для наших ребят.

14 слайд [/b]В свободное время проводим игру-драматизацию «В стране знакомых загадок и стихов». Вместе с детьми хором проговариваем знакомые потешки, рифмованные строки, насыщенные определенным звуком, повторяли скороговорки и чистоговорки. Предлагаем воспитанникам самостоятельно придумать загадки.

«СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ, ЧИСТОГОВОРЕНИЯ»

- используются на 3 году обучения

(театрализованные картинки и движений)

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.

Еле-еле Елизар,

Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,

Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула,

Выпрыгнуть то она выпрыгнула,

Выплеснуть то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

Купила бабуся бусы Марусе

На рынке споткнулась о бусы бабуся

Не будет подарка у юной Маруси

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Пролетели лётчики над аэродромом,

Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.

Во дворе трава, на траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова;

Не вместит двор дров -

Дрова выдворить пора.

Крокодил зарылся в ил,

Крокодила Нил манил.

Нёс Петро ведро,

Ведро било Петра в бедро.

Пнул Петро ведро,

Ведро не ядро, но летело быстро.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Парашют раскрывается разом.

И стропа распрямляется сразу.

Кто не прыгал реально ни разу,

Безразличен к рисунку, к рассказу.

«Пальчиковый игротренинг»

15 слайд Чтобы ярче изобразить ту или иную роль ребенком подобраны серии этюдов, для развития эмоциональной сферы. Например:

- этюд на мимику «Покажи, как Баба-Яга смотрит в зеркало»;

- загадки-пантомимы «Отгадай, что за животное»;

- этюд на развитие воображения «Где мы были, мы не скажем…».

16 слайд Игровые приёмы (с картинками на резинках одеваются на пальчик)

Песенки – «чудесенки»:

Свисток раздался строгий — «ССС…»

Шипит сердито шина – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит — «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит — «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби — «ГРУ — ГРУ»,

Трубит слонёнок — «ТУ – РУ — РУ».

Синичка тенькает — «ТЕНЬ — ТЕНЬ»,

А балалайка — «ТРЕНДИ — БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ — ДИНЬ, ДИНЬ — ДИНЬ»,

Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ — ДЗЫНЬ».

17 слайд[/b] Игра на воображаемых музыкальных инструментах или муляжах: На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Как показывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., «КНОРУС», 2007

2. Бочккарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб. : Воспитание детей в игре. М., «КНОРУС», 2007.

3. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд. - М. : Просвещение, 2007.

4. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М., «КРОНУС», 2005.

5. домашний театр- Серия «Через игру- к совершенству».- М., «Лист», 2001.

6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - Спб. : 2003

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей 4–5 лет через театрализованную деятельностьРазвитие речи детей 4–5 лет через театрализованную деятельность У меня средняя группа. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают.

Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность» Если ребенок любит играть в театр – значит он верит в чудо и в то, что сказки никогда не кончаются! (А. Б. Никитина) Актуальность Дошкольное.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Детский сад как дошкольное.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Педагогический совет «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план педагогического совета по теме: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Речь-это средство общения,мышления,познания мира,выражения эмоций и чувств. Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование.

Развитие творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы через театрализованную деятельность у дошкольников с ОВЗ» Цель проекта: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных.

Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность»Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Сценарий педсовета на тему: «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 19:02
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мамедова (УИ 762246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД