Светлана Нечаева
Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок любит играть в театр –
значит он верит в чудо и в то,
что сказки никогда не кончаются!
(А. Б. Никитина)
Актуальность
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи
Публикация «Из опыта работы „Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Театрализованная деятельность - одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения говорить играя. Именно через диалоговое общение дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Театральная деятельность способствует совершенствованию умственного развития детей, и тесно связанному с ним совершенствованию диалогической речи Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Результаты мониторинга
Для определения навыков диалогической речи в начале года с детьми я провела мониторинг: «Изучение диалогической речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми» по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
В результате данного мониторинга были получены следующие результаты:
Высокий уровень развития диалогической речи 20% детей
Средний уровень развития диалогической речи 30% детей
Низкий уровень развития диалогической речи 50% детей.
В дальнейшей работе с детьми я провела мониторинг: «Изучение роли иллюстраций в понимании диалога персонажей». по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. И получила такие же данные, как в предыдущем мониторинга. Сопоставляя всё выше перечисленное и результаты мониторинга по развитию диалогической речи детей, определила проблему, которая говорит о том, что у детей недостаточный уровень развития диалогической речи.
Проблема:
Недостаточный уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие диалогической речи детей 4-6 лет.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по поданной теме.
2. Создать предметно - развивающую среду, способствующую развитию диалогической речи.
3. Составить перспективное планирование, направленное на развитие диалогической речи детей.
4. Отслеживать развитие диалогической речи детей.
5. Повышать психолого-педагогические знания родителей по вопросам развития диалогической речи.
Изучение методической литературы
Разрабатывая систему работы по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность, была изучена психолого-педагогическая и методическая литературу о диалогической речи в ряде работ : Л. Якубинский «О диалогической речи»; О. С. Ушаковой и Е. М. Струминой, «Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников» Арушановой А., Рычаговой Е., «Статьи на тему диалогического общения», в которых основной мыслью является то, что театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста. Сердцевину диалога в театрализации составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия.
Ожидаемые результаты
• Повышение показателя качества развития диалогической речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в театральную деятельность на 50%
• Позитивное взаимодействие детей в театральных этюдах, играх, постановках.
• Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.
• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
• Активное участие родителей в изготовлении атрибутов для театральных постановок.
• Этапы реализации
• 1-й этап
• Организация предметно-развивающей среды, которая отвечала бы всем правилам развития диалогической речи детей.
• 2-й этап
• Написание перспективного планирования работы по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность.
• 3-й этап
• Практическое освоение детьми диалогических навыков через работу с различными видами театра по принципу - от простого к сложному.
1-й этап
Организация предметно- развивающей среды.
В музыкально-театральном центре : театральные персонажи пальчикового театра : «Злючка колючка и его друзья», «Сказка о глупом мышонке», «Крокодил Гена и его друзья», «Семья сказочных гномиков» и т. п. Плоскостного театра : «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», Фонотека из музыкальных сказок «Десять мышек», «Муравей», «Муха- Цокотуха», «Учиться надо весело», «Теремок», «Сказка про Айболита» и т. д.
В центре сенсорно- речевого развития : картотека пальчиковых игр-упражнений для развития диалогической речи, сказочные сюжетные картинки: «Котенок по имени Гав», «Маша и медведь», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», шнуровки, пособия на развитие дыхания, цветочки, снежинки,.
В центре книги : русские народные сказки, в которых очень много диалогов у персонажей : «Жихарка», «Пых», «Бычок - смоляной бочок», «Зимовье зверей», «Заяц и Еж», «Хвастливый заяц», «У страха глаза велики» и т. д.
Музыкально- театральный центр.
Музыкальные инструменты, пальчиковый театр, настольный театр, плоскостной театр, бибабо, театр масок.
В центре сенсорно- речевого развития : картотека пальчиковых игр-упражнений для развития диалогической речи, сказочные сюжетные картинки: «Котенок по имени Гав», «Маша и медведь», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», шнуровки, пособия на развитие дыхания, цветочки, снежинки, клубки, свистульки.
2-й этап
Перспективное планировании выстроила так, чтобы диалогическая речь детей формировалась постепенно. Ведение диалога от простого к сложному.
3-й этап.
Коллективное игровое упражнение по обучению краткого диалога между персонажами кукол бибабо «Приходите в гости к нам», дает возможность более основательно изучить диалогические навыки дошкольников.
Индивидуальная работа по развитию диалога
-с детьми с низким уровнем диалогических навыков позволяет повысить диалогический уровень дошкольника.
-Обучение основам ведения диалога на настольной ширме с персонажами театра кукол бибабо. Разыгрывание сказки «Маша и Медведь». Диалог первой встречи сказочных персонажей. Закрепление умений совмещения диалога и движения куклы на ширме.
-Артикуляционно- голосовая работа над диалогом персонажей сказки «Маша и Медведь». Формирование умения выражать голосом характерные диалогические особенности героев сказки.
-Обучение диалогической речи через принципы работы с настольным театром.
Разыгрывание сказки «Теремок». Закрепление умений расположения персонажей на плоскости согласно их диалогическому действию.
-Обучение диалогической речи через принципы работы с пальчиковым театром.
Разыгрывание сказки «Злючка колючка» как одно из средств для развития движений пальцев и речи детей.
-Разыгрывание сказки
«Три медведя». Обучение ведения диалога двух и более персонажей.
-Разыгрывание коротких диалогов с ростовыми куклами - как один из способов
развития диалога и актерских навыков
-Участие детей в спектакле «Курочка Ряба».
-Индивидуальная работа с родителями по обучению детей диалогической речи один важных факторов усвоения детьми речевых навыков.
Вывод
Таким образом, вся проделанная работа свидетельствует о том, что показатель низкого уровня снизился на 30%,, показатель высокого уровня увеличился на 30 %, это указывает на эффективность использования театрализованной деятельности в развитии диалогической речи детей 4-6 лет.
Театрализованная деятельность одна из тех форм работы с детьми дошкольного возраста, которая гибко и гармонично помогает ребенку освоить принципы диалогической речи. Она раскрывает ребенка изнутри, тем самым давая возможность дошкольникам по-настоящему чувствовать себя свободными, раскованными.
Благодаря театральной деятельности дошкольники учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Ведь ребенок который любит играть в театр - всегда верит в чудо и в то, что сказка никогда не кончается!