Перегонцева Ольга
Развитие зрительного восприятия. Тифлопедагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие зрительного восприятия
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по специальным методикам.
Публикация «Развитие зрительного восприятия, Тифлопедагогика» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этане обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор па игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.
В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.
Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01-0,04, тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.
Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами, посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение», и осознавать его роль в их жизни.
Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть и окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.
На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).
Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детой согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.
Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найти глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.
Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение и процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми, информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.