Людмила Макарова
Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта – познавательный.
Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь).
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители.
Актуальность: Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывания предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. В. В. Богословский трактует восприятие как, наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Публикация «Проект „Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ“ в старшей группе» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Особенности восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Восприятие у этих детей имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.
Цель проекта: Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Создать комплекс игр и презентаций, направленных на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Апробировать и внедрить методы коррекционного воздействия с применением тематических презентаций и игр по преодолению нарушений у детей с ЗПР зрительно-пространственного восприятия.
Принципы, обеспечивающие реализацию проекта:
Доступности и индивидуальности. Подбираемые технологии должны быть понятны и доступны каждому ребёнку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и первоначальный сенсорный опыт.
Последовательности и систематичности. Совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в индивидуальной и самостоятельной деятельности. Связи с жизненным опытом. Существенным фактором в работе с детьми с ЗПР является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни. В разнообразных играх, в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания о схеме собственного тела, ориентировке в окружающем пространстве, ориентировке в двумерном пространстве.
Повторности. Учитывая особенности развития восприятия у детей с ЗПР, для прочного усвоения программных требований необходима неоднократная повторность одних и тех же занятий. Повторение без всяких изменений может привести к снижению заинтересованности детей. Поэтому при повторении занятий сохраняя программное содержание, следует непременно привлекать новый материал с усложнением заданий, это позволяет детям хорошо всё усваивать, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать опыт.
Наглядности. Компьютерные развивающие игры, презентации, иллюстрации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, вызывают у ребёнка живой интерес, что способствует хорошей результативности.
Роль родителей в реализации проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта – совместные усилия педагогов и родителей, а именно: правильно организованные условия жизни в семье, педагогическая компетентность родителей, помощь педагогам в практическом оснащении проекта, выполнение методических рекомендаций педагогов.
Участие специалистов в реализации проекта.
Оказание методологической помощи учителем-дефектологом в систематизации игрового материала.
Предполагаемый результат:
Развитие у детей зрительного восприятия с расстройством психического развития предполагает возникновение у ребенка познавательного мотива деятельности и, как результат, получение удовольствия от самого процесса, т. к. ему уже не приходится прилагать волевые усилия для сохранения восприятия.
Подготовительный этап:
1. Изучение специальной литературы приложение № 1
2. Работа по самообразованию «Роль формирования сенсорных эталонов
в умственном развитии ребёнка» приложение № 2
3. Формирование зрительного восприятия у детей посредством
постепенного знакомства детей с развивающими играми.
Подбор дидактических игр по развитию восприятия приложение № 3
4. Изучение методик исследования, подбор комплекта игр для исследования:
приложение № 4
а). Найди все игрушки
б). Чего не хватает на рисунках
в). Назови, кто пришёл к тебе в гости
г). Назови и покажи, какие знаешь фигуры
д). Найди птичек на дереве
е). Почини коврик
ё). Сравни картинки, найди отличия
Методики исследования:
методика «Наложенных изображений»,
методика «Незаконченных изображений»
методика «посмотри и узнай»
методика «Разрезные картинки»
5. Консультация для родителей:
Особенности восприятия у детей с ЗПР приложение № 5
Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);
1. Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию зрительно-пространственного восприятия в своей группе. В процессе обследования выявила уровень сформированности развития зрительно-пространственного восприятия, по следующим показателям:
1. Тест «назови цвет и форму предметов» - способность к дифференцированному восприятию.
2. Тест «Что не дорисовано?» - оценка целостности восприятия
3. Тест «Узнай, кто это» - оценка целостности восприятия
4. Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» зашумлённые предметы нарисованные друг на друге.
5. Тест «Чем залатать коврик?» - оценка зрительного восприятия.
6. Тест на исследование слухового восприятия
Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, пошел в детский сад».Задание ребенку: Перескажи: порядок действий Саши.
7. Тест «Найди разницу между картинками»
8. Методика «Разрезные картинки» - выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.
По всем показателям тестов составила таблицу развития восприятия. Выявили слабые стороны развития восприятия детей группы для проведения последующей коррекционной работы. Приложение № 6
2. Дидактические игры с детьми.
3. Индивидуальные консультации с родителями.
4. В группе для заботливых родителей выложить игры для занятий дома.
Заключительный этап:
Школа для заботливых родителей. Фото мероприятия Приложение № 7
Совместное выполнения заданий: родители – ребёнок.
Цель: Организация совместных игр с родителями в детском саду – прекрасное направление деятельности современных детских дошкольных учреждений. Мамы имеют возможность понаблюдать за выполнением задания ребёнком в группе, узнать и понять его проблемы, увидеть и разделить с ним успехи, помочь в выполнении заданий.
Практическая значимость проекта:
Разработаны рекомендации по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Уважаемые коллеги!
От всей души поздравляю Вас с Новым 2020 годом!
Полжизни мы проводим на работе,
И коллектив теперь почти родня.
Мы делим и печали, и заботы,
Решая вместе всё в теченье дня.
И день за днем недели пролетают,
И вот мы на пороге в Новый год.
Коллеги, от души вас поздравляю!
Желаю только радостных хлопот!
Чтоб год, что наступает, был к вам щедрым,
В работе лад, а в доме чтоб уют,
Удача чтоб была попутным ветром,
Доходы постоянно пусть растут.
Простого человеческого счастья,
Без горестей, печалей и забот.
Любовь накроет пусть лавиной страсти,
И чудеса свершаться в Новый год!