Алина Юрина
Развитие зрительно — моторных координаций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Необходимость развития моторики рук у детей, особенно с ТНР, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М. И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки руки к письму.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог.
Развитие зрительно-моторной координации, решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма.
Выполняя задания по развитию зрительно-моторных координаций необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
• Работа должна быть целенаправленной, систематической.
• Занимаемся ежедневно по 10-15 минут в игровой форме.
• Все упражнения для развития зрительно-моторных координаций осуществляются по образцу, и на первых этапах обязательно предваряется его рассматриванием (выяснение расположения элементов образца в пространстве, их размер, наличие мелких деталей, их расположение относительно крупных и т. д.).
• При выполнении любых графических заданий необходимо следить за правильным положением тела и руки ребенка, правильным держанием ручки, карандаша.
• При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения заданий.
(Продолжительность работы 3-5 минут, затем отдых, еще 3-5 минут работы и т. д.)
• Не переходить к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.
В старшем дошкольном возрасте развитию зрительно-моторной координации будут способствовать следующие упражнения и задания:
Конструирование по чертежам. Используются конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики.
Выкладывание узоров из мозаики в соответствии с образцами.
Копирование графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
Обведение геометрических фигур разной сложности.
Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
Раскрашивание и штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования можно использовать книжки для раскрашивания.
Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликации и пр.)
Выкладывание фигур из спичек (палочек).
Выполнение фигурок из пальцев рук.
Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.
Продолжение рисунков (по клеточкам).
Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).
Обводка образца через кальку.
Графические диктанты и т. д.
Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация : ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями.
Но главное нужно помнить, что детей дошкольного возраста заставлять заниматься «через силу» неэффективно. Поэтому необходимо так заинтересовать ребёнка, чтобы ему самому захотелось заниматься.