Приложение МААМ

Развитие зрительно — моторных координаций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Алина Юрина
Развитие зрительно — моторных координаций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными.

Темочки:

Необходимость развития моторики рук у детей, особенно с ТНР, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М. И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки руки к письму.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо.

Развитие навыков зрительно-моторной координации важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучению письму в школе. А письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.

Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог.

Развитие зрительно-моторной координации, решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма.

Выполняя задания по развитию зрительно-моторных координаций необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

• Работа должна быть целенаправленной, систематической.

• Занимаемся ежедневно по 10-15 минут в игровой форме.

• Все упражнения для развития зрительно-моторных координаций осуществляются по образцу, и на первых этапах обязательно предваряется его рассматриванием (выяснение расположения элементов образца в пространстве, их размер, наличие мелких деталей, их расположение относительно крупных и т. д.).

• При выполнении любых графических заданий необходимо следить за правильным положением тела и руки ребенка, правильным держанием ручки, карандаша.

• При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения заданий.

(Продолжительность работы 3-5 минут, затем отдых, еще 3-5 минут работы и т. д.)

• Не переходить к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.

В старшем дошкольном возрасте развитию зрительно-моторной координации будут способствовать следующие упражнения и задания:

Конструирование по чертежам. Используются конструкторы разного размера с учетом зрительной нагрузки и уровня развития мелкой моторики.

Выкладывание узоров из мозаики в соответствии с образцами.

Копирование графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

Обведение геометрических фигур разной сложности.

Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

Раскрашивание и штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования можно использовать книжки для раскрашивания.

Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликации и пр.)

Выкладывание фигур из спичек (палочек).

Выполнение фигурок из пальцев рук.

Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

Продолжение рисунков (по клеточкам).

Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

Обводка образца через кальку.

Графические диктанты и т. д.

Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация : ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями.

Но главное нужно помнить, что детей дошкольного возраста заставлять заниматься «через силу» неэффективно. Поэтому необходимо так заинтересовать ребёнка, чтобы ему самому захотелось заниматься.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительно — моторных координаций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 15 августа 2023 в 17:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительно — моторных координаций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Алина Юрина (УИ 698623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД