Евгения Циглер
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир ребенка.
На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Публикация «Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Целью которой является: выявление влияния Поэтических произведений на развитие выразительности речи старших дошкольников
Исходя из этого поставила следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) Экспериментально выявить возможность использования русских поэтических произведений на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования поэтических произведений
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. В. Гавриш, психолого-педагогические исследования особенностей речи (А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Проведя диагностику в старшей и средней группе по методике Ушакова О. С., Струнина Е. М Я пришла к выводу, что в речи детей отсутствует созвучность, мелодичность речи, звуковой выразительность (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация).
Чтоб решить данную проблему я разработала ряд мероприятий:
1. конкурс чтецов -как одна из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации.
Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Наблюдая за исполнением стихов на конкурсе, я обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Исходя из этого, я решила прибегнуть к методу театрализации при заучивании стихов и разработала 2. Программу кружка «Мастерство слова», целью которого является:
Повышение уровня развития связанной речи старших дошкольников в результате заучивания стихотворений с применением театрализации,
На мой взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых.
Так, одним из примеров может послужить создание краткосрочного проекта по творчеству А. С Пушкина
«Сказка ложь да в ней намек…»
В ходе его реализации дети старшей группы прослушали и посмотрели сказки А. С Пушкина, рассматривали иллюстрации и репродукции картин к сказкам, заучивали отрывки из сказок.
Проведя в начале марта промежуточную диагностику
Пришла к выводу, что у детей повысился уровень выразительности речи. Дети соблюдают паузы, выделяют интонационно главное слово в предложении, но еще отсутствует тембральная окраса голоса, тон и сила голоса. Поэтому в дальнейшей работе планирую дальше развивать выразительность речи у старших дошкольников посредством поэтического жанра художественной лиературы.