Ольга Китухина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин основой творческих способностей являются общие способности. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым в любой сфере, и его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Поэтому мы решили способствовать развитию творческих способностей, но через театрализованную деятельность.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Изучив ряд методических пособий и программ, в том числе А. В. Щёткина (Театральная деятельность в детском саду/2007, мы поняли, что автор, как профессиональный режиссёр, руководитель театральной студии, разработал единую целостную методику по театральной деятельности. Она соответствует требованиям программы Васильевой и способствует развитию творческих способностей, т. к. включает в себя много увлекательных и интересных игр, упражнений, этюдов, пьес, которые заставляют ребёнка анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, что является основой любых творческих способностей.
Мы поставили следующую цель: Обеспечить интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие дошкольника, воспитать творческую индивидуальность дошкольника, пробуждать интерес и отзывчивость к искусству театра.
Задачи:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнёра во взаимодействии.
2. Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, быстроты реакции, инициативности и выдержки.
3. Совершенствование грамматический строй речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы, обучение эффективному общению и речевой общительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актёрского тренинга и развивающие игры.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о видах театрального искусства.
6. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
7. Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействия и взаимоотношения между детьми и взрослыми и детьми.
Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили вперёд и называли своё имя и фамилию. Учились кланяться и не бояться говорить. На занятиях включались упражнения на освобождение мышц: «Дотянись до яблока», «Заснуть на стуле», «Держать стену», «Найти карандаш» и др. Особую роль уделяли развитию мимики и пластики. Проводились игры: «Весёлое превращение», «Передай позу», «Угадай, кто я», «Горячий картофель» и т. д.
Проводились игры на жестикуляцию: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание». Разыгрывались пантомимические сценки «Расскажи сказку без слов», «К нам приехал цирк». Разучивались движения под музыку «Танец утят», «Танец козлят», «Мы – осенние листочки», «О чём нам музыка сказала» и т. д.
Занятия строились на технике речи – чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки (см Приложение). В ходе занятий дети придумывали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры «Хорошо – плохо», «На что похоже», «Волшебная клякса» и др. (см Приложение). Проигрывали этюды на основные эмоции (грусть, радость, гнев, удивление и др., такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и понимать других.
На занятиях бывает, что даже способные дети не могут выразить свои мысли. А ведь каждый ребёнок по- своему талантлив, умеет проиграть одну и ту же роль, но по - разному. Поэтому каждому ребёнку необходимо дать слово (возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости», а затем у каждого ребёнка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше – и это победа! Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки осуждения. Наоборот необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка.
Параллельно на занятиях идёт работа над ролью, над самим спектаклем,
которая строится следующим образом:
Знакомство с инсценировкой (о чём она, какие события в ней главные).
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядят их дома, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. д.).
Распределение ролей.
Работа над ролью (составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношения с друзьями, родителями, придумывание его любимых игр, занятий) Анализ поступков героев, работа над текстом, работа над выразительностью выбранной роли.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приё мы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей.
Здесь огромную роль, как в организации всей театральной деятельности играет воспитатель, который должен умело направлять данный процесс. Важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал и рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.
Заключительным этапом нашей работы был показ театрализованного спектакля для ребят детского сада и родителей. И как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявлялся, когда они сами играли свои роли и ждали новых репетиций. Вместе с детьми мы подготовили и показали спектакли по сказкам: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кто сказал: Мяу?», «Волк и семеро козлят».
Родители. Нельзя не отметить заинтересованное участие родителей в творческом развитии ребёнка. Они обсуждали со своим ребёнком предстоящую роль, совершенствовали движения, отрабатывали знания текста, интонационную выразительность, доделывали костюмы, а иногда были участниками театрального действия.
Перспектива: в будущем мы будем продолжать работу по вовлечению детей в театральную деятельность. Попробуем освоить технику ведения кукол марионеток, что достаточно сложно, но очень интересно, будем расширять репертуар наших спектаклей, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои творческие способности.
Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет художником или актёром, учёном или поэтом. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, основы, для которых мы заложили в детском саду с простым и тёплым названием «Солнышко».