Вера Карабчук
Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество уделяет большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В настоящее время существует большое количество методического материала по развитию различных способностей, умений и навыков у детей дошкольного возраста. При таком потоке информации важно не упустить самое главное – развитие духовности маленького человека. В основу воспитания и обучения с детских лет необходимо заложить духовные ценности : милосердие, доброту, терпение, сострадание, принятие другого человека с его достоинствами и недостатками, понимание, прощение, ответственность за свои слова и поступки. Ведь главная основа выживания разных народов - это духовный рост каждого человека в отдельности и каждой семьи в целом. Вышеперечисленные духовные ценности формировались на протяжении многовекового жизненного опыта людей через устное народное творчество. Итогом такого формирования можно назвать: сказания, былины, рассказы, сказки, стихи. Каждое слово такого творчества было отшлифовано временем и сжато до размера краткого поучительного рассказа - притчи.
Публикация «Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества, Притчи» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В настоящее время существует парадокс. Несмотря на то, что полки биб-лиотек и книжных магазинов заставлены массой книг, читателей и покупателей там очень мало. Можно сослаться на интернет, где доступна любая литература в электронном варианте, но и там посетителей электронных библиотек не много. Общественность бьет тревогу. Все попытки министерства образования по привитию любви к чтению у населения: флешмобы, дни чтения и многое другое результата не дают. Население нашей страны все меньше читает, а молодежь практически совсем перестала обращать внимание на литературу.
Сузились границы познания самого себя, нет мотива и желания становиться на примерах литературных героев: лучше, чище, добрее, духовно светлее, быть проще, ближе к природе. Люди разучились любить, то есть - жертвовать собой ради другого человека. А ведь основа духовности – это понимание вечной истины: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На первом месте у большинства людей материальные ценности: зарабатывание денег, развлечения, приобретение дорогих вещей, поездки за границу и т. д. Лучше от этого человек не становится. Такая деградация духовности, в конечном итоге, ведет к вымиранию нации. Поэтому эффективным методом работы по привитию любви к чтению с детства являются притчи. Они краткие, лаконичные, мудрые. Слушая и понимая притчу ребенку легче понять то, что с ним происходит, потому что она на примере других героев учит делать правильный выбор между добром и злом. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Через притчи ребенка можно подвести к познанию самого себя и окружающих людей, объяснить многие поступки на примерах различных героев живого и неживого мира. Педагог – психолог, развивающий в детях духовные ценности, всегда должен быть для них примером. Духовность воспитанника формируется духовностью педагога. Если сам педагог не будет убедительным, то не сможет привить правильные устои детям. Некоторые специалисты считают, что ребенку, дошкольного возраста, трудно понять смысл притчи в силу возрастных особенностей, поэтому очень важно подобрать притчу в соответствии с возрастом ребенка и правильно раскрыть ее смысл. Суть притчи можно объяснить дошкольнику различными методами и приемами на специальных – организованных поликультурных индивидуальных или групповых занятиях, где можно совмещать сказкотерапевтические методы с элементами музыкотерапии, куклотерапии и арт - терапии.
Притчи можно структурировать по отдельным проблемам:
1. Притчи о сострадании и жалости - для агрессивных детей;
2. Притчи о терпеливости, усидчивости, о любви к людям, об умении уступать друг другу, о любви детей к родителям, об уважении к взрослым - для детей, страдающих расстройством поведения;
3. Притчи о смелости, мужественности - для детей, которые испытывают страхи;
4. Притчи, которые прививают любовь к труду - для ленивых детей;
5. Притчи о честности, порядочности, умении делиться с другими - для профилактики воровства у детей.
Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит, через правильное и увлекательное познание мудрых притч с детских лет, на примере простых житейских историй. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию Божественной сути.
Список литературы:
1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007. - 80 с.
2. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 1, 2, 3, 4, 5,6, 7 - Рязань: Зерна – Сло-во, 2013. - 32 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.
4. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психоло-гов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
5. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. В 7-и книгах. – 1300 с.
6. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь, 2007. – 296 с.
7. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.
8. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.
9. https://izuchaemorkse.blogspot.ru/2013/02/blog-post_1721.html Методика работы с притчами