Татьяна Кривоногова
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами художественно-изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время накоплен большой опыт использования различных педагогических технологий для развития детей дошкольного возраста во всех пяти образовательных областях.
Придумать нечто совершенно новое довольно сложно. Но необходимо учесть особенность развития современных детей, а именно, способность быстро осваивать информацию и неспособность качественно её фильтровать и адекватно реагировать. Дети оказываются заложниками своего дара впитывать все, как губка. Информации много, в том числе и информационного шума, а как на это реагировать, как применять, как научиться слышать действительно нужное – остается большим вопросом. Кроме того, при заполнении сферы интеллекта, в привычном понимании этого слова как разума, угнетаются два других, не менее важных типов интеллекта : физический и эмоциональный. Если мы говорим о гармоничном развитии ребенка, то все три составляющие: разум – тело – эмоции должны быть в балансе.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами художественно-изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В этом ключе роль педагога обретает новое значение. Процесс обучения, как освоение ребенком комплекса знаний, умений и навыков, способствующих умственному развитию, в равной степени должен включать в себя развитие эмоционального интеллекта и бережное отношение к собственному здоровью. Таким образом, при непосредственно образовательной деятельности, по моему убеждению, должны использоваться и здоровьесберегающие технологии, и «живые лаборатории» по анализу эмоциональных состояний на каждом этапе занятия. Умение отследить свое настроение, экологично его пережить без негативных последствий для здоровья, гармонично выйти из неудобного для окружающих состояния является недостающим важным элементом развития человека в любом возрасте. Эмоциональный интеллект – эта та структурная единица, которая позволяет образовательный процесс максимально индивидуализировать и сделать эффективным. Не каждый человек сегодня способен ответить на простой вопрос «нравится – не нравится». Но всё начинается в детстве. Чаще всего мы сами заставляем детей проходить мимо своего эмоционального отклика, прятать свое настроение глубоко внутри, выполняя то, что Надо. Послушный ребенок сжимается, механически равнодушно выполняет заданные действия, а в какой-то момент, часто самый неподходящий, выплескивает все, что накопилось в виде истерики, гнева, злости. Такие эмоции часто называют негативными. Но правильно говорить об эмоциях не с точки зрения «положительные-отрицательные», а с точки зрения адекватности их выражения. Испытывать радость от успеха – это адекватная реакция, а радоваться и веселиться при виде чужой боли – это неадекватная реакция. Подавление обиды, страха, злости неизбежно приводит к патологии в теле, к болезням. Вот почему важно уже в детстве учить ребенка слышать свои потребности, свои чувства и чувства окружающих.
У каждой из образовательных областей есть большой потенциал для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Но область художественно-эстетического развития в этом смысле - самая благоприятная почва.
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением многих детей. Рисование способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитию воображения, цветовосприятия, эстетического вкуса. Об этом много и подробно рассказано в самых разных трудах ученых и педагогов-практиков. Сейчас обращают на себя внимание терапевтические возможности художественного творчества. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и активно используется в педагогике в настоящее время. С помощью арт-терапевтических практик, встроенных в структуру непосредственно-образовательной деятельности, можно решать задачи психо-эмоциональной разгрузки и коррекции, проработки различных эмоциональных состояний. Выразить яркие эмоции бывает трудно. Эмоции часто вытесняют, игнорируют, считают не такими важными, как умение хорошо выполнить работу. И даже самые приятные ощущения радости пролетают мимо, растворяются, не расцветают улыбками на лице. Грусть – не менее важное, ценное, с этой точки зрения чувство. Все, что мы не проживаем, остаётся внутри нас. Подавленная грусть проявляется как апатия, переходит в чувство отчаяния, безысходности. Многие, и не только дети, испытывают «страх белого листа». В жизни это проявляется, как боязнь сделать первый шаг, испортить то, что есть. Так, в детских рисунках появляются фон в виде рамки вокруг изображаемого предмета, «дыры» между полосами неба и земли, нераскрашенные лица на портретах. В арсенале искусства есть инструменты, позволяющие проработать неуверенность в себе, в своих возможностях.
Я на своих занятиях с детьми дошкольного возраста использую сочетание разных техник. Например, рисование «Цыпленок на траве». Пушистого желтого цыпленка и детали его образа мы нарисовали яркой масляной пастелью. Я наблюдала, как некоторые дети, опасаясь заступить на контур, закрашивали фон рамкой, оставляя пустоту между травой и объектом. Для изображения зеленой травы мы взяли акварель, которая даже при плотном нанесении масляную пастель не перекрывает. Попробовав раз заступить на контур и не увидев в этом проблемы, дети стали смелее раскрывать пространство фона. Кроме того, стараюсь обращать внимание детей на использование теплых и холодных оттенков цвета в работе. Трава в верхней правой части желто-зелёного цвета, а ниже предмета – изумрудная. Так, постепенно, приучаю детей к пониманию тепло-холодности в живописи, от чего даже детские рисунки становятся интереснее, профессиональнее.
Любое художественное творение, и детское в том числе, требует достойного обрамления. Оформление готового рисунка - немаловажный аспект работы по развитию эстетического вкуса. Рама, паспарту придают картине законченный вид. В своей практике я использую малярную липкую ленту, которая позволяет прочно крепить лист к рабочей поверхности, а после оставляет ровную белую кайму по периметру работы. А какой восторг детям каждый раз доставляет процесс снятия малярной ленты и эстетичный вид своего произведения искусства!
Арт-терапевтический потенциал живописи в сочетании с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности позволяет не отходить от предметного изображения и выражать в рисунке чувства и эмоции, даёт ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Дети не только осваивают различные техники, но и впускают в жизнь весь спектр чувств, развивают свой эмоциональный интеллект и создают уникальные работы.
Свою педагогическую практику по развитию эмоционального интеллекта средствами художественно-изобразительной деятельности строю на следующих принципах:
- От простых занятий к сложным занятиям.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательно-образовательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Нетрадиционные техники рисования в группах старшего возраста :
Акварель «по-мокрому»
Акварель + масляная пастель
Свеча + акварель
Отпечатки - тампонирование
Отпечатки листьев
Мятая бумага + жёсткая сухая кисть + зубная щетка
Рисование на мятой бумаге
Рисование углём
Монотипия предметная
Монотипия через стекло
Рисование штрихом
Рисование манкой
Пластилиновая графика
Рисование солью
Вливание краски
Ниткография
Кляксография выдувание
Рисование клеем
Граттаж
Предлагаю вниманию конспект занятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности (правополушарное рисование, «набрызг») и арт-терапевтической практики, направленной на работу с эмоцией радости.
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) с использованием приемов правополушарного рисования и нетрадиционной техники «набрызг» на тему «Снеговик» в старшей группе
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Учить передавать состояние зимнего холодного света в работе с помощью разных оттенков синего цвета.
• Учить передавать объемный предмет в пространстве, используя светлые и темные тона, полутон.
• Учить использовать приём «набрызг» для изображения снегопада с помощью зубной щётки.
Развивающие задачи :
• Развивать умение рисовать предметы круглой формы.
• Развивать умение смешивать краски для получения новых оттенков.
• Развивать навыки использования разных кистей в работе и разных приемов наложения краски (линейные длинные мазки, тычок полусухой кистью).
• Снятие эмоционального напряжения, работа с эмоцией радости.
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать эстетический вкус.
• Воспитывать аккуратность при работе с красками.
• Воспитывать умение понимать и выражать эмоции (радость).
Предварительная работа:
• Наблюдение за зимней природой во время прогулок, лепка снеговика на прогулке;
• чтение сказки «Снегурочка» (РНС, «Школа снеговиков» А. Усачев и др., разучивание стихов, частушек о зиме, о снеговиках;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме;
• прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему;
• Опытно-экспериментальная деятельность со снегом.
Словарная работа:
Палитра, художник, репродукция, забавы, угольки, пасмурная, розоватый, голубоватый, зеленоватый, желтоватый, освещение, набрызг.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Используемое оборудование:
Игрушка «Снеговик»; магнитофон, аудиозапись П. И. Чайковский «Январь. У камелька»; Офтальмотренажер «Снежинка»; пиктограммы с изображением эмоций; мячик (снежный ком); репродукции картин художников о зиме И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», И. И. Шишкин «Зима», Н. К. Рерих «Гималаи».
Материал:
Лист бумаги формата А4 (приклеен на малярный скотч к клеенке, гуашь, кисти тонкие и толстые, зубная щетка, палитра, баночка с водой, салфетка.
Ход деятельности:
Организационный момент в игровой зоне
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, скажите, какое сейчас время года на дворе?
Много снега на дворе,
Все деревья в серебре.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно, ребята, это зимушка-зима. Она снежные комочки принесла (достаёт мячик – снежный ком). Скажите, пожалуйста, а что вас радует зимой? Вы чем вы любите заниматься зимой на прогулке? Какие зимние забавы вы знаете? Можно ловить мой комочек и отвечать, начиная ответ со слов: «Меня радует…»
Игра с мячом
Дети: Меня радует катание на санках …на коньках, прогулки на лыжах, игры в снежки, стройка снежной крепости, лепка снеговиков).
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам спешит гость. Чувствуете, как стало холодно? Давайте вместе подуем на свои ладони холодным ветерком. Только наш гость стесняется, он ждет, когда вы отгадаете про него загадку.
Красный нос в руках метёлка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш веселый….(Снеговик).
Правильно! Снеговик! Давайте с ним подружимся и внимательно его рассмотрим. На что похож снеговик?
Дети: Да снеговик похож на пирамидку, неваляшку, на смешного человечка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, когда радуется Снеговик?
Дети: Снеговик радуется, когда с ним играют.
Воспитатель: Верно. А как можно выразить радость?
Дети: Улыбкой, смехом.
Воспитатель: А что вы чувствуете, когда играете со Снеговиком? (Ответы детей). Давайте вспомним, как мы лепили снеговика на прогулке. Вставайте на ножи, побежим по снежной дорожке!
Физминутка «Снеговик»
Лепим мы снеговика (хлопки ладонями перед собой)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (в воздухе «рисуют» большой ком и следят глазами)
Вот такой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше (рисуют еще один ком)
Третий – это голова (выполняют круговые движения)
Шляпа будет из ведра (руки поднимают вверх)
Нос – морковка, а глаза (руки вперед, а затем в стороны)
Два веселых уголька (поморгать глазами).
Все готов наш снеговик
У него довольный вид (улыбается) руки на пояс.
Воспитатель: Отлично поиграли. И гостю нашему понравилось с вами играть. Вот только жарко ему здесь. И выражение его лица стало меняться. Предлагаю угадать, что сейчас чувствует наш гость.
Игра «Пиктограммы». Воспитатель показывает карточки со схематичным изображением эмоций, а дети изображают и называют эмоции.
Воспитатель: Ребята, а что вы сейчас чувствуете? (Ответы детей). Чтобы порадовать нашего гостя, предлагаю нарисовать его портрет. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую.
Дети садятся за столы, рисуют по показу под музыку П. И. Чайковского «Январь. У камелька».
Воспитатель: Мы с вами уже рассматривали картины известных художников, изображавших снежную зиму. Давайте вспомним, какого цвета бывает снег.
Дети: Розоватый, голубоватый, зеленоватый, желтоватый, фиолетовый.
Воспитатель: Что в природе оказывает влияние на цвет снега?
Дети: На цвет снега оказывает влияние время суток (утро, полдень, вечер, состояние погоды (пасмурная, ясная, освещение (солнце, луна).
Воспитатель: Правильно. Давайте, прежде чем приступить к рисованию, разбудим наши пальчики и кисточки. Возьмите толстую кисть и покатайте её в ладонях, поздоровайтесь с ней. Вам приятно. Кисточка тоже очень рада с вами сегодня поработать. (Пальчиковая гимнастика). Молодцы.
Теперь приступим к чудесам. Чтобы получить зимние цвета снега, мы сначала загрунтуем лист белой гуашью. Полностью закрашиваем лист белым цветом. Направление мазков можете выбрать сами.
Не дожидаясь, когда высохнет белый слой, нанесем на него цветные точки- «снежинки». Верхний ряд точек будет самый темный, например, фиолетовый. Не забывайте протирать кисть салфеткой перед тем, как меняете цвет краски. Следующий ряд ниже – синий. В центре ряд точек голубого цвета или розового, если хочется. Теперь снова синий цвет и в самом низу фиолетовый.
Точки-«снежинки» разбросали по листу. А теперь на наш снежный ковё р налетит метель и станет снежинки соединять друг с другом: сначала ряд, потом другой, потом ряды между собой. Можно поработать левой рукой. Посмотрите, какой красивый снежный фон у нас получился!
Пока фон подсыхает, дадим нашим глазам отдохнуть.
Офтальмогимнастика
Воспитатель держит снежинку в высоко поднятой руке и указывает направление движения для глаз.
Мы снежинку увидали
Со снежинкой поиграли
Снежинки вправо полетели
Дети вправо посмотрели (взгляд вправо)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели (взгляд влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал (взгляд вверх, вниз)
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем
Глазки отдыхают.
Воспитатель: Пришла пора построить снеговика на снежной поляне. Светло-голубой краской делаем тычок, примакивающими движениями, тычок за тычком, рисуем большой ком. Такими же тычками заполняем весь круг внутри. Часть кома, которая будет на свету, закрашиваем краской еще светлее в тоне. Строим выше ком поменьше и закрашиваем его тем же способом. Важно, если закрашивать непрерывными круговыми линиями, то краски перемешаются и рисунок станет плоский, однотонный. Мы стараемся изобразить рыхлый объемный комок снега.
Дети вспоминают, как они «пришлепывали» снег на горку и снеговика, чтобы укрепить их, как это было весело.
Ребята, обратите внимание на то, что Снеговик не может летать в воздухе, под ним должна быть плоскость земли. Можно дорисовать сугроб под нижним комом.
Придумайте, что у вашего снеговика будет на голове: ведро, колпак, кастрюля, шапка, берет. Если шляпы нет - волосы из веток. Нос – морковка или веточка? Глаза – угольки или шишки. Рот – это тонкая веточка. Руки – большие ветки. Можно дорисовать пуговки, шарфик. Все мелкие детали мы рисуем тонкой кистью. И пусть у Снеговика на лице отобразится ваше настроение. Смотрите, он улыбается!
Воспитатель: Отличные получились снеговики! А знаете, чему они больше всего будут рады? Конечно, снегопаду! Устроим снегопад? Для этого нам понадобятся старые зубные щетки и жидкая белая гуашь. Окунаем щетину в краску и пальчиком осторожно стряхиваем на рисунок. Весь Снеговик засыпан снегом! Этот приём называется набрызг, потому что мы «набрызгали» краску на лист.
Теперь можно вытирать руки и снимать малярную ленту с работы.
Воспитатель: Ребята, кого мы сегодня рисовали? Вам понравилось? А какой приём понравился особенно? Что было трудно? Как можно использовать старые зубные щетки?
Спасибо вам за замечательные работы. Давайте попрощаемся с нашим гостем Снеговиком, а рисунки повесим на выставку.
Список литературы:
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»