Светлана Абрамова
Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в формате Гайд-парк
Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных документах социально-эмоциональный интеллект являестя одним из главных. Поэтому мы решили разобраться в данном вопросе и провести педсовет.
Педагогический совет:
Публикация «Педсовет „Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“ в формате „Гайд-парк“» размещена в разделах
«Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Цель:
Систематизировать работу педагогов ДОО по социально-эмоциональному развитию детей, обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка в ДОО.
Задачи:
1. Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
4. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.
Форма проведения: Гайд-парк - пространство для самовыражения, известный в Англии как место проведения дискуссий на актуальные, волнующие людей темы.
План проведения:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Сообщение старшего воспитателя
- актуальность темы
- соответствие требованиям ФГОС ДО
- обсуждение (теоретическое обоснование терминов)
3. Выступление педагога-психолога «Модель развития социально-эмоционального интеллекта» (М. Б. Реунова)
4. Выступление учителя-логопеда «Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста». (М. В. Меликова)
5. Выступление музыкального руководителя «Понимание эмоций через искусство» (Н. М. Баяк)
6. Практические обсуждения (педагоги ДОО)
7. Решение педсовета
Подготовка к педсовету:
1. Изучить понятия:
-Что такое интеллект?
- Что такое социальный интеллект?
-Что такое Эмоциональный интеллект?
- Что такое Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста?
(набрать текст каждого понятия на бумаге, распечатать и принести на педсовет. Размер шрифта – 18. Times New Roman)
3. Каждому воспитателю проанализировать свою работу в рамках социально-эмоционального благополучия в группе.
4. Оценить создание РППС в группе с учетом социально-эмоционального благополучия.
5. Выделить формы, методы и приёмы работы с родителями по вопросу социально-эмоционального благополучия.
Ход педсовета:
Ведущий педсовета: (старший воспитатель)
Добрый день, мои дорогие коллеги, мои единомышленники. Сегодня у нас с вами очередной педагогический совет.
Форма проведения педагогического совета: Гайд – Парк.
Гайд-Парк, известный в Англии как место проведения дискуссий на актуальные, волнующие людей темы. На территории парка множество интересных мест. Есть места для развлечений, для спорта, для проведения различных концертов, встреч с известными артистами, различные достопримечательности: памятники, музеи, уголки для уединений. Самым популярным местом является уголок оратора. Тут всегда есть выступающие. Закон не запрещает любому человеку поделиться своими взглядами – обсуждать проблемы, законы, пропагандировать самые смелые идеи, говорить на философские и теологические (наука о религиозном учении) темы. И сейчас можно встретить просто людей, желающих смело высказаться.
Данная форма проведения педсовета нам очень подходит. Сегодня наш зал — это Гайд-Парк. Пространство для самовыражения.
Здесь можно:
- Выслушать выступающих;
-Поделиться своими личными открытиями с другими заинтересованными людьми;
- Порадоваться чужим успехам и находкам;
- Принять активное участие в обсуждении инновационных идей;
- Задать вопросы, которые вас волнуют;
- По дискуссировать.
На протяжении всей работы педсовета будем все вместе перемещаться по воображаемой территории парка и делать небольшие остановки на запланированных пунктах.
1. Но, сначала предоставим вступительное слово заведующей ДОО.
2. Старший воспитатель:
Итак, наш педсовет начинает свою работу!
В начале зайдем в воображаемый Гайд-парк в огромные ворота, и остановимся на первой Тихой аллеи, присядем и немного поговорим. Эта наша первая остановка (Теоретическая).
Вы готовы!
Проблема современного общества в том, что растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Актуальность проблемы обусловлена теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, а также потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству. Поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.
А как же дошкольный возраст?
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. С. Выготский
В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.
В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно - образовательном процессе.
Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т. е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности. Формирование социально - эмоционального интеллекта - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Но в последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста, а также рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы.
Постановка проблемного вопроса.
Притча.
Как-то, Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей?» - негодовали спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить».
В чем мораль -O-
Давайте сформулируем проблемный вопрос нашего педсовета: почему сегодня всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как?
- неустойчивость эмоционально – волевой сферы;
-трудности в установлении коммуникативных контактов;
- проявление эмоциональных расстройств: симптомы органического инфантилизма. Органический - (осложнённый психический) инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития.
Какие формы и методы целесообразно применить при решении этой проблемы в детском саду?
(Ответ: выявим причину и выработаем действенные формы работы, которые помогут нам решить данную проблему и создать необходимые условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия) т. е. попробуем предотвратить, то что сейчас происходит.
Прежде разберем толкование основных терминов:
- Что такое интеллект?
- Что такое социальный интеллект?
-Что такое Эмоциональный интеллект?
- Что такое Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста?
Интеллект или ум — качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. (Википедия)
- Давайте разберем что же такое эмоциональный интеллект? Коллеги, прошу Вас высказаться по данному вопросу (Ответы педагогов)
Эмоциональный интеллект — это способность правильно истолковывать эмоции, которые испытываешь сам и испытывают окружающие люди, а также умение ими управлять.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей.
Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
Целевой ориентир ФГОС ДО, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Следующая остановка «Дуб раздумий». Под «Дубом раздумий» в Гайд-Парке работают «ландшафтные дизайнеры» - специалисты (опытные и мудрые, педагог-психолог и учитель-логопед, музыкальный руководитель, у которых присутствующие могут спросить совет, задать вопрос после их выступлений.
Начнем с педагога-психолога, который раскроет модель развития социально-эмоционального интеллекта.
Модель развития социально-эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание- самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль- управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость-восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Сообщение педагога-психолога о сущности модели.
Старший воспитатель: С развитием представлений об эмоциях в единстве должно осуществляться и овладение словарем эмоциональной лексики. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других.
Приглашаем под «Дуб раздумий» к учителю-логопеду, и поговорим об «Особенностях овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста».
Находясь под «Дубом…», мы встречаемся с музыкальным руководителем и поговорим об эмоциях через искусство.
Выступление музыкального руководителя «Понимание эмоций через искусство» (Н. М. Баяк)
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, Эмоциональная лексика к чему относиться к Социальному интеллекту или Эмоциональному?
А эмоции через искусство относится к Эмоциональному интеллекту или к социальному? (Ответы педагогов)
Благодарю вас за ваши раздумья под этим прекрасным дубом!
Двигаемся дальше. Останавливаемся на красивой полянке, которая называется «Место отдыха». Прошу всех выйти в центр зала и немного отдохнуть (Физминутка под спокойную музыку)
Старший воспитатель: Немного отдохнули будем продолжать гулять по Гайд-парку.
Следующая остановка «Клумба обсуждений»
Предлагаю, провести практическое задание «Обсуждение». Для вас представлены фото с разными событиями, которые проходили в нашем детском саду.
Ваша задача распределить их по 4 функциям модели развития социально-эмоционального интеллекта и объяснить свой выбор. Время на задание 5мин. Учтите, пожалуйста выступления специалистов.
Благодарю за активную работу.
Продвигаемся дальше. Остановка «Фонтан идей»
- Скажите, пожалуйста.
Какая цель стоит перед педагогами дошкольного образования?
Что мы должны с вами делать? (ответы педагогов)
Старший воспитатель: предлагаю обсудить данные методические рекомендации.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
1. сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
3. произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
Способы развития социального интеллекта
- проведение урока добра;
- изготовление дерева добра;
- организация ситуативных игр;
Следует заметить, что при высоком уровне социального интеллекта и дети, и взрослые чутко улавливают презрительный, насмешливый, агрессивный тон речи. Но сами подобного неуважительного характера речи не допускают. Хамство, наглость, надменность – признаки низкого уровня социального интеллекта того человека, который их демонстрирует. Если эту истину дети будут знать с дошкольного возраста, появится шанс уменьшить негативные тенденции в социуме.
Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития.
Дошкольник, даже в 6-7 лет, не сможет проанализировать ситуации взаимодействия, что подразумевается развитым социальным интеллектом. Но ему доступны для понимания невербальная и вербальная экспрессия.
Рефлексия:
В центре музыкального зала на полу лежит обруч – это воображаемая трибуна. Как в Гайд-парке есть специальное место, называется «Уголок оратора». В данном месте все желающие высказывают свои проблемы, делятся своими решениями и мнением. Ведут дискуссию по наболевшим темам. Прошу вас, поочереди встать внутрь обруча (воображаемая трибуна) и высказать своё мнение о педагогическом совете. Можно продолжить фразу: «Сегодня на педсовете я ….» (педагоги высказывают своё мнение)
Старший воспитатель: на этом наш педагогический совет закончился прошу вас, высказать свои предложения, которые мы внесём в решение педсовета (ответы педагогов)
Решение педсовета:
Благодарю за активное участие!
Надеюсь данный материал пригодиться старшим воспитателям и методистам для проведения методической работы!