Марина Птицына
Календарное планирование работы «Времена года. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарное планирование работы «Времена года. Весна» 24.02 – 28.02.2025
Цель: Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).
Итоговое мероприятие: Вернисаж детских работ
Утренняя гимнастика «Весна в лесу» (Гладышева Н. Н., Ежедневное планирование, стр. 327).
Бодрящая гимнастика : «Мишка просыпается»
Воспитание КГН, навыков самообслуживания: Совершенствовать умение просушивать свою одежду, ухаживать без напоминания за обувью и убирать на место. Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу
Работа с родителями: показать значимость наблюдений за изменениями в природе для развития речи детей, воображения, познавательных процессов.
Занятия Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание предметно пространственной развивающей среды
Понедельник I половина дня Познавательное развитие
(Окружающий мир/сенсорные эталоны)
Беседа «Почему в народе говорят «весна-красна»?
Ц Уточнять систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе;
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Художественно- эстетическое развитие
(Музыка. По плану муз. Руководителя)
Обсуждение «Мы любим весну, потому что …».
Ситуативный разговор «Общение с природой» (ответственное и бережное отношение).
Беседа о весенних изменениях в природе, «Весна пришла»
«Телерепортёр: весенний репортаж с улиц города»,
Ситуация общения на тему «Солнце-источник жизни на Земле», «Жизнь животных и птиц весной».
Презентация «Весна»,
Артикуляционная гимнастика Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Прогулка Наблюдение за погодой Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».
Дидактические игры Какой ветер?» ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.
Цель: расширить словарный запас. «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют Цель: развить внимание, мышление, логику, речь. «Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук [в]. Цель: закрепить произношение звука [в]
ПоПодвижные игры «Не оставайся на снегу» (прыжки) «На санки» Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.
Индивидуальная работа Ходьба по снежному валу со снежком в руках и спрыгивание. Цель: Сохранять равновесие. Конкурс на лучшую фигуру из снега.
Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.
Трудовая деятельность: Утепление корней деревьев и кустов снегом. Цель: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
II половина дня Речевое развитие (Развитие речи)
«Пришла весна- веснушка с рассматриванием картины Грабаря «Март. Снег», И. И Левитана «Март»
Ц Развивать художественное восприятие пейзажных картин
Слушание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Цель: развивать художественное видение пейзажной картины.
Беседа-рассуждение «Что произойдет, если не наступит весна»
Заучивание пословиц о весне
Прогулка Наблюдение за сосульками. Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек и скамеек от снега. Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.
Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы». Цель: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.
Индивидуальная работа: Катание на санках. Цель: учить выполнять повороты при спуске.
Работа с родителями: Информационный материал «Наблюдения в природе весной».
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь.
вторник I половина дня Познавательное развитие (ФЭМП)
Знакомство со знаками < > =
Колесникова стр 47
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Физическое развитие
(активные игры на прогулке)
Беседа по картине «Весна» (кто и что первыми пробуждаются весной).
Беседа по прочитанному В. Степанов «По опушке шла весна».
Ф. Тютчев «Зима недаром злится …».
Беседа: «Внешность человека может быть обманчива»., правила безопасного поведения на реке весной
Д/и. - «Когда это бывает», «летает, ползает», «Что перепутал художник», «Найти отличие», «Сложи из частей», «Когда это бывает»
Артикуляционная гимнастика Д/и «Времена года».
Тетрадь общения и развития «Весна» С. Вохринцевой.
Прогулка Наблюдение «Морозный солнечный денек» Цель: сформировать у детей представление о зиме. Дидактические игры: «Что сначала, что потом» — дети называют по порядку времена года. Цель: закрепить знания детей о временах года. «Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную. Подвижные игры: «Ловишки со снежком». Цель: начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Скольжение по наклонной ледяной дорожке на 2-х ногах, поочерёдно приседая и вставая. Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Трудовая деятельность: Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы им было тепло зимой. Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.
II половина дня Музыкальный досуг
Физическое развитие
Упражнения «По мостику» (ходьба по скамейке)
Знакомство с мостами Петербурга.
Слушание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Знакомство с разными видами производительного труда (сельское хозяйство, отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности, роли машин в труде человека
Ситуативный разговор о правилах поведения в общественных местах,
Прогулка Наблюдения за снежным покровом.
Трудовая деятельность Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Подвижная игра «Попади в цель». Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры. «Хоккей на снегу». Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
Работа с родителями : Консультация «Развитие творческого воображения через конструктивную деятельность».
Чтение художественной литературы: - И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»
среда I половина дня Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя
Художественно- эстетическое развитие
(Аппликация / конструирование)
Первоцветы
Ц познакомить с последовательностью изготовления цветка в технике оригами
О Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения в природе
Опыт «Веселые кораблики» (проверяем плавучесть предметов).
Упражнение «Какой, какая, какое?» (солнце, весна, ветер, снег, ручей).
-исследовательская деятельность «Можно ли унести воду в решете?»
Просмотр презентации «Весна», «Приметы весны», «Весна в городе и в деревне»
Артикуляционная гимнастика Картинки из наглядно-демонстрационного пособия «Весна» С. Вохринцева.
Прогулка Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель, узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. Трудовая деятельность Уборка снега на участке малышей. Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения. Подвижные игры «Коршун и наседка», «Не попадись». Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать. Индивидуальная работа «Кто быстрее?». Цель: упражнять в беге на скорость;
Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) Если сделаю так.
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…»
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам) Ручной труд «Веселые кораблики».(оригами)
Упражнение – раскрась по цифрам, дорисуй половинку
Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап!».
Беседа «Весна идет»., Знакомство с пословицей «Ласточка весну начинает, соловей заканчивает
и/ситуация «Наши будни», «Веселая неделька»
Рассматривание картины К. Юон – «Мартовское солнце. Лыжники. Конец зимы.» Цель: развивать художественное видение пейзажной картины.
Прогулка Наблюдение за сосной. Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы: дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели; собаки валяются в снегу – к метели; птица хохлится – к непогоде; ярко сверкают звезды – к морозу.
Трудовая деятельность: Расчистка участка от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
Подвижные игры: «Охотники и зайцы». Цель: упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.
Индивидуальная работа: «Сделай фигуру», «Попади в обруч». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Работа с родителями : Поместить в уголок «Советы доктора» материал на тему «Комплекс упражнений для нормализации пищеварения».
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский –«Весенний ветер»
четверг I половина дня «Что перепутал художник (времена года)» Воронкевич, 5-6 лет, №2, стр. 37.
Чтение Э. Шим «Сосулька»
Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап!».
Презентация «Первоцветы»
Игровая ситуация «Репортаж с весенних улиц».
Цель: развитие умения, выступая в роли корреспондента, составлять небольшие рассказы на определённую тему (о весенних улицах, о прохожих, о погоде).
Беседа о признаках весны «Весна идёт».
Модели сезонных изменений в природе (Воронкевич О. А.)
Прогулка Наблюдение «Следы птиц на снегу» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу. Дидактические игры: «Назови правильно» Цель: развивать грамматический строй речи. След зайца – заячий, лисы – лисий, птицы – птичий, от лыж – лыжный, от санок – санный «Подбери признак» Цель: упражнять в словообразовании. Отвечать на вопрос. ворона, (какая) …; голубь, (какой). ; снегирь (какой). ; синица (какая). «Нарисуй картинку» - Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Цель: развитие мелкой моторики. Подвижные игры: «Брось за флажок». Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4—5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты. Индивидуальная работа: Хождение по снежному валу; Цель: развивать чувство равновесия. Прыжки с места на двух ногах. Цель: энергичное отталкивание и правильное приземление. Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц. Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к птицам.
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам) Художественно-эстетическое развитие Рисование «Мосты Санкт_Петербурга»
Эксперимент. «Солнце дарит нам тепло и свет» - дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света
Игры-экспериментирования: с водой - «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их на плавучесть,
Артикуляционная гимнастика–
Прогулка Наблюдение за облаками Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
Трудовая деятельность: Сгребание снега к деревьям, кустарникам. Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.
Подвижная игра: «Пятнашки». Цель: упражнять в беге врассыпную.
Индивидуальная работа: «Не потеряй мяч». Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласован
Работа с родителями : Попросить родителей на прогулке обратить внимание детей на изменения в природе, выбрать объект наблюдения из растительного мира (например, дерево, куст) и следить за изменениями, происходящими с ним.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь.
пятница I половина дня
Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя)
Художественно- эстетическое развитие
(рисование)
Весенние зарисовки монотипия
Ц создавать рисунок в технике «монотипии». Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Беседа «Почему весной бывает наводнение?».
Объяснить значение слова «ледоход».
Разучивание стихотворений «Весна» И. Токмаковой
Д / и «Подбери слово», «Предложи слово, придумай предложение». «Звук потерялся»
.Заучивание пословиц о весне
Свет вокруг нас. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
Презентация «Приметы весны»
Артикуляционная гимнастика Наборы пластмассовых, деревянных корабликов.
Прогулка Наблюдение за ветром Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Дидактические игры: «Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные. Цель: расширить словарный запас. «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют. Цель: развить внимание, мышление, логику, речь. «Как поет ветер?» - дети изображают гудение ветра, произнося звук. Цель: закрепить произношение звука. "Составь узор"- составить узор из цветных льдинок. Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Снежная мишень» Цель: тренировать детей в попадании снежком в определённую цель. Индивидуальная работа: Игровые упражнения при ходьбе по снежному валу. Цель: закреплять умение держать равновесие. Бег по снежному лабиринту с преодолением препятствий: обежать, перепрыгнуть через кубик и т. д. «До флажка». Воспитатель ставит флажки сначала на расстояние 3 м от исходной линии, затем 4 м и, наконец, 5 м. Дети становятся на исходную линию шеренгой, в руках у них по одному снежку, у ног еще по 2 снежка. По команде воспитателя дети бросают снежки, стараясь бросить как можно дальше. Цель: метание снежков вдаль
Трудовая деятельность: Сгребание снега в общую кучу для постройки снежных фигур.
Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
II половина дня
Художественно- эстетическое развитие
(Лепка) «Подснежник»
Ц Закрепить навыки в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей
Социально- коммуникативное развитие (Ребёнок в семье и сообществе)
Беседа «Чуткость и равнодушие». Закреплять умение правильно оценивать свои поступки. Обсудить ситуации проявления чуткости или равнодушия, какие поступки героев можно назвать «правильные
Слушание: Чайковский «Времена года» «
Пускаем солнечные зайчики», с увеличительными стеклами, «Мир в цветном стекле», с бумагой – «Вертушки
Прогулка Наблюдение за вороной и сорокой Цель: закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.
Трудовая деятельность: Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки. Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.
Подвижные игры: «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу». Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку
. Индивидуальная работа: «По длинной дорожке». Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.
Работа с родителями : Организовать встречу родительского клуба по теме «Превращения воды» (эксперименты и игры с водой).
Чтение художественной литературы Е. Серова – Подснежник