Вероника Пучнина
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения интеллектуальной сферы детей могут носить различный характер и иметь большое количество вариантов проявления. Дети с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости составляют от 1 до 3% от общей детской популяции. Под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения клеток коры головного мозга.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У всех этих детей имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характером первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями личности и психики ребенка. К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У них отмечаются изменения приема информации, уменьшение способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (восприятия, внимания и представления, мышления, памяти, речи, воображения); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; нарушенность моторного развития; уменьшение произвольности психических процессов, поведения и деятельности. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я-концепции.
Одной из важнейших характеристик их личности является незрелость эмоционально-волевой сферы. Чувства и эмоции играют огромную роль в развитии личности. У умственно отсталого ребенка наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Исследование чувств и эмоций умственно отсталых детей, их формирование и воспитание имеют важное значение. Они, как и все другие, на протяжении всей своей жизни развиваются. Одновременно со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с умственной отсталостью, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Она обусловлена в первую очередь особенностями развития его мотивов, потребностей и интеллекта.
Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Он пассивен в игре. Она для него не становится моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Дети с большим удовольствием играют со взрослыми в простые игры, сопровождая их «детскими» словами или звукоподражанием. Дети школьного возраста лучше, чем дошкольники, владеют речью. Они способны не только выразить свои чувства плачем, звуком, криком, поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится, объяснить, пользуясь словом, что они хотят получить ту или иную привлекательную для них игрушку, более адекватно воспринимают окружающую обстановку. Эти дети с явным удовольствием слушают рассказываемые или выразительно читаемые им простые тексты, доступные для их понимания и содержащие эмоционально окрашенные компоненты. Они выражают сочувствие добрым героям и отрицательное отношение к плохим с помощью жестов, мимики и словесных реакций. В понятной для них истории дети с умственной отсталостью способны на сопереживание, эмоциональный отклик на ситуацию, в которой оказался другой человек. Обычно они проявляют явно выраженное положительное отношение к близким и родным, любят своих родителей, друзей, учителей и обнаруживают это со всей очевидностью. Очень слабы или вовсе отсутствуют переживания, определяющие побуждения и интерес к познавательной деятельности. Тем не менее, даже при выраженных степенях умственной отсталости сохранны эмоции, которые связанны с элементарными, базовыми потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции : способность к переживанию стыда, обиды, проявление сочувствия к конкретным лицам.
В зависимости от клинического варианта дефекта дети, выражая свои эмоции, ведут себя по-разному. Заторможенные умственно отсталые – действуют нерешительно, вяло, кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают достаточно глубокими и устойчивыми. Возбудимые дети хватают игрушку и сразу же ее бросают, бесцельно перебирают предметы, находящиеся в комнате. Движения быстрые, резкие, эмоциональные реакции поверхностны и неустойчивы, речевое сопровождение громкое. Проявления обиды, радости, гнева выражаются импульсивно, бурно и не контролируются ими. Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более устойчивы, хотя их переживания и поведение отражают слабое осознание окружающей обстановки.
Основными симптомами нарушения эмоциональной сферы являются повышенная возбудимость, неусидчивость, двигательное беспокойство, раздражительность, отсутствие мотивации. Незрелость в эмоционально-волевой сфере резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которых нет на ранних этапах развития детей, и требуют от них совершенно иных видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребенок развивался в ходе общения с окружающими людьми и игры, то в школе он попадает в условия обучения по утвержденной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, идет перестройка мотивов – основным мотивом становятся требования учителя.
Для их эмоционально-волевой сферы характерны бедность, малодиффиренцируемость переживаний. Такие дети легко перескакивают от одного переживания к другому, проявляют лёгкую внушаемость в поведении и играх, несамостоятельность в деятельности. Отмечается недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами. Переживания неглубокие, поверхностные. Эмоциональные реакции не адекватны источнику. Чувства незрелые, недостаточно дифференцированые: тонкие оттенки эмоций им недоступны. Они могут испытывать только полярные – удовольствие и неудовольствие. Также дети с интеллектуальной недостаточность различаются и по характеру чувств. Некоторые, поверхностно переживают все жизненные события, легко переключаясь с одного настроения на другое, а другие отличаются застреваемостью на каких-либо незначительных событиях, большой инертностью переживаний. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка, доверчивость, приветливость, оживленность, наряду с непрочностью и поверхностностью. Дети отзывчивы на одобрение, похвалу, порицание, различают ласковую и недовольную интонации.