Надежда Шишкина
Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющие ориентироваться в окружающей обстановке, решать проблемы.
Поэтому во все времена большое внимание уделяют воспитанию дошкольников, так как именно на ранних этапах закладывается фундамент всей нашей жизни и формируется первый бесценный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что современная семья чаще всего не в состоянии полноценно обеспечить развитие личности, это не легкая задача, подготовка детей к дальнейшей успешной социализации ложится на плече детского сада. Для решения этой серьезной задачи необходимо знать наилучшие варианты воспитательного процесса, и использовать все методы (традиционные и инновационные) работая с детьми.
Но не надо забывать о том, что "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". По этому я использую метод экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий резерв, и является наиболее удачным путем ознакомление детей с миром окружающих их живой и неживой природы. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Исследования дает возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Когда дети получают знания в результате собственного эксперимента, а не продуктивным путем то полученные сведенья о мире прочно и надежно остаются в их памяти. Как звучит китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю», т. е усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
На сегодняшний день, как показала практика значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы спешим научить ребенка тому, что сами считаем важным, и не задумываемся о том, что он сам бы хотел все исследовать. Любой ребенок практически постоянно что ни будь да исследует. Первоначально исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами (при намыливании рук появляется пена, из которой можно сделать мыльные пузыри; при чистке зубов зубной пастой появляются «белые усы») и объектами (чем сильнее топнуть ногой по луже, тем выше поднимаются брызги; если мешать чайной ложкой чай, то жидкость начинает крутиться, а на поверхности появляется воронка). Мы даже не подозреваем, что с самого рождения играя с первыми игрушками (погремушки, ребенок уже экспериментирует, манипулируя предметами. Разорвать бумагу и посмотреть, что получится, наблюдать за различными птицами на прогулке, даже ломая игрушки, они изучают их устройство. Не зная об этом, взрослые отрывают своих детей от исследовательского порыва, пытаясь руководить его познавательной деятельностью, навязывая как нам кажется наиболее важную деятельность.
Ребёнок путем практических действий, выполняя опыты может подтвердить свои предположения, внести собственную лепту в решение общей проблемы, найти новые пути в уже знакомом, и попытаться найти новый способ использования имеющихся знаний.
Таким образом, мы выяснили, достоинства метода экспериментирования :
1. дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта (взаимоотношениях с другими объектами, среда обитания);
2. происходит обогащение памяти ребенка, активизируется мозговая деятельность, ускоряются ее функции т. к постоянно возникает необходимость выстраивать логические цепочки, сравнивать и обобщать.
3. активизируется речь ребенка, т. к ему надо делать выводы об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности.
4. происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
5. детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь.
Для работы с детьми я выбираю два подхода:
- На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно.
- На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно. Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.
Результатом опытно-экспериментальной деятельности как успешной социализации дошкольника является когда :
- ребенок может выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
- может предложить возможные пути решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщение
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации.