Приложение МААМ

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации

Надежда Шишкина
Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющие ориентироваться в окружающей обстановке, решать проблемы.

Поэтому во все времена большое внимание уделяют воспитанию дошкольников, так как именно на ранних этапах закладывается фундамент всей нашей жизни и формируется первый бесценный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации» размещена в разделах

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что современная семья чаще всего не в состоянии полноценно обеспечить развитие личности, это не легкая задача, подготовка детей к дальнейшей успешной социализации ложится на плече детского сада. Для решения этой серьезной задачи необходимо знать наилучшие варианты воспитательного процесса, и использовать все методы (традиционные и инновационные) работая с детьми.

Но не надо забывать о том, что "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". По этому я использую метод экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий резерв, и является наиболее удачным путем ознакомление детей с миром окружающих их живой и неживой природы. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Исследования дает возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Когда дети получают знания в результате собственного эксперимента, а не продуктивным путем то полученные сведенья о мире прочно и надежно остаются в их памяти. Как звучит китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю», т. е усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На сегодняшний день, как показала практика значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы спешим научить ребенка тому, что сами считаем важным, и не задумываемся о том, что он сам бы хотел все исследовать. Любой ребенок практически постоянно что ни будь да исследует. Первоначально исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами (при намыливании рук появляется пена, из которой можно сделать мыльные пузыри; при чистке зубов зубной пастой появляются «белые усы») и объектами (чем сильнее топнуть ногой по луже, тем выше поднимаются брызги; если мешать чайной ложкой чай, то жидкость начинает крутиться, а на поверхности появляется воронка). Мы даже не подозреваем, что с самого рождения играя с первыми игрушками (погремушки, ребенок уже экспериментирует, манипулируя предметами. Разорвать бумагу и посмотреть, что получится, наблюдать за различными птицами на прогулке, даже ломая игрушки, они изучают их устройство. Не зная об этом, взрослые отрывают своих детей от исследовательского порыва, пытаясь руководить его познавательной деятельностью, навязывая как нам кажется наиболее важную деятельность.

Ребёнок путем практических действий, выполняя опыты может подтвердить свои предположения, внести собственную лепту в решение общей проблемы, найти новые пути в уже знакомом, и попытаться найти новый способ использования имеющихся знаний.

Таким образом, мы выяснили, достоинства метода экспериментирования :

1. дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта (взаимоотношениях с другими объектами, среда обитания);

2. происходит обогащение памяти ребенка, активизируется мозговая деятельность, ускоряются ее функции т. к постоянно возникает необходимость выстраивать логические цепочки, сравнивать и обобщать.

3. активизируется речь ребенка, т. к ему надо делать выводы об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности.

4. происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

5. детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь.

Для работы с детьми я выбираю два подхода:

- На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно.

- На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно. Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Результатом опытно-экспериментальной деятельности как успешной социализации дошкольника является когда :

- ребенок может выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;

- может предложить возможные пути решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщение

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр» Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества. Воспитание основ толерантной культуры необходимо.

Консультация для воспитателя «Овладение природной реальностью как условие социализации и самореализации дошкольника» ОВЛАДЕНИЕ ПРИРОДНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА Н. Н. Костина, МБУ лицей № 67 структурное подразделение.

Просвещение родителей по вопросам адаптации, успешной социализации детей дошкольного возраста Конспект родительского собрания по повышению компетенции родителей воспитанников Тема: «Просвещение родителей МДОУДС № 10 по вопросам адаптации,.

Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школеРазвитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников-необходимое условие при подготовке ребенка к школе Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного язы-ка, становления и развития всех сторон речи - фонетической,.

Сотрудничество с родителями как условие успешной психопрофилактики и коррекции эмоциональных отклонений у детей В последнее время значительно возрос статус семьи в нашем обществе в силу того, что именно семье принадлежит основная социальная функция.

Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 19:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шишкина (УИ 380729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД