Светлана Чеботаренко
Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно - образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
При оборудовании центра экспериментирования мы учитывали следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Когда технология исследовательской деятельности только вводилась, мы предлагали ребятам проблему, например: «Как освободить пуговку ото льда?» Затем выслушивали различные варианты ответов, и предлагали их проверить. Выводы корректировались и заносились в дневник наблюдений.
Алгоритм организации детского экспериментирования формируется следующим образом:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Когда данный алгоритм уже будет отработан, детям предоставляется свобода выбора проблем и способа их решения.
В процессе экспериментирования у детей не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенные в разные условия).
В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передается окружающим.
Дети проявляют большой интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с магнитами, песком, знакомства с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть т. д.). Развиваются представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, состояние, ее изменчивости, отличии друг от друга.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мироведения ребенка и его личностный рост. При проведении природоведческих опытов случается, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях мы обсуждаем с детьми тот результат, который получился в реальной жизни. В работе с детьми мы стараемся не проводить четкой грани между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты – это не сама цель, а способ познания мира, в котором они будут жить.
У детей среднего возраста появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки. В этом возрасте мы проводим опыты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, песка, снега.
Используя технологию познавательного развития (экспериментирование) мы хотим сформировать у детей:
- познавательный опыт,
- расширить их кругозор;
- сформировать диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- сформировать познавательную мотивацию и активность, привить в кус к собственным открытиям в познании окружающего мира, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;
развить память, внимание, эмоционально-волевую сферу, восприятие, речь;
- сформировать уверенность в своих силах.
Таким образом, детское экспериментирование позволит воздействовать на целый комплекс компетентностей, формируя в ребенке исследовательские навыки и интерес к познанию.