Лучший педагог года

Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Наталья Елисеева
Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного язы-ка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Публикация «Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Поэтому я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов. И эту задачу- развитие речи детей решаем во всех видах деятельности. Остановлюсь подробнее на детском экспериментировании.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различ-ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и сре-дой обитания.

Мой педагогический опыт подсказал мне, что необходимо внимательнее присмот-реться к нему, как одному из наиболее эффективных методов развития не только познава-тельных закономерностей и явлений окружающего мира, но и развития речи, т. к. детское экспериментирование тесно связано с ним.

Именно поэтому в своей работе я широко применяю технологию исследователь-ской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. А надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который по-стоянно стремиться узнать, «а что же там внутри». Во - вторых, формирует исследова-тельские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям, пробуждать любознательность. «Почему нельзя сделать зонтик из бумаги?», «Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике?», «Откуда берутся сосульки?». Заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это самый благотворный этап для активизации речевой активности. Каких предположений только не услышишь от детей. («Сосульки развесил ночью Дед Мороз». «Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит».) В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.

Следующий этап – это определение способов исследования и планирование рабо-ты. Это так же очень важный этап как в становлении исследовательский способностей, так и в речевом развитии. На этом этапе учу детей последовательно выстраивать ход дей-ствий и проговаривать их вслух. («Мы сделаем зонтик из бумаги, спрячем под него ли-сёнка, польём на зонтик водой из лейки и посмотрим, что произойдёт») Планирование – это сложная мыслительная функция. Дети должны научиться планировать не только свои действия, но и речевые высказывания. Во всём этом хорошо помогает работа в парах, во время опытов дети общаются друг с другом, что хорошо сказывается на развитие диалогической речи, во всех её компонентах.

Затем наступает самый интересный для детей этап – это проведение исследования. Я никогда не перестаю удивляться тому, с каким интересом дети проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду, чтобы убедиться в том, что она всегда принимает форму сосуда, «превращают» воду в лёд, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями:

«Ух, ты!», «Вот это да!», «Классно!», что говорит о положительном эмоциональном настрое. Провожу такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова», которые учат детей давать правильные определения понятиям и классифицировать их.

В процессе экспериментирования я пополняю словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Далее идёт ответственный этап- анализа полученных результатов. Дети наперебой пытаются рассказать о том, что у них получилось или не получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования, но выяснить, почему так произошло. Обращаю внимание на то, чтобы каждый ребёнок высказал своё мнение. На этом этапе так же опираясь на тактильный и визуальный опыт детей в ходе эксперимента, я работаю над развитием лексической стороны речи. Обогащаю словарь детей прилагательными (лёд холодный, скользкий, гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно гладить, стирать, сушить, разрезать). Формирую представление о синони-мах (тонуть – идти ко дну, погружаться в воду). Это не только формирует у детей пред-ставление о том, что есть слова разные по звучанию, но одинаковые по значению, но и учит их правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане; корабль пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду. Развиваю представление о родственных словах, провожу работу над лексическим значением слова. (Превращаться – переходить из одного состояния в другое, менять свои свойства. Испаряться – превращаться в пар, исчезать).

Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимоотношение педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если… ". Постепенно речь детей становиться более грамотной, сформированной и раз-вёрнутой, красочной и выразительной. Думаю, что это и есть цель моей работы.

Работа с детьми организуется в соответствии с перспективно- тематическим планом не только во время образовательной деятельности : познавательное развитие (при ознакомлении с окружающим и природой, но и во время прогулок, а также в свободной деятельности. Каждому опыту предшествует подготовительная работа, это наблюдение, чтение художественной литературы, беседа, в ходе которой так же идёт развитие речи.

В нашей группе оборудован центр науки, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для разнообразной деятельности детей, имеется различный материал: «Песок», «Магниты», «Бумага», «Дерево», «Резина», «Металл». Все материалы и оборудование находятся в полном распоряжении детей. Так же в доступном для экспериментирования месте в достаточном количестве расположены приборы - помощники: увеличительные стекла, песочные часы; природный материал; утилизированный и технический материалы: лоскутки ткани, камешки, гайки, проволока, болтики и много других подобных вещей. Эти предметы обычно и служат источником новых замыслов и одно-временно материалом для создания самых разных экспериментов. В это время происходит и обогащение словаря детей-названиями предметов. В центре науки дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и ставят свои небольшие опыты (или как они называют фокусы) дома, а затем рассказывают в саду детям о своих успехах. Родители принимают самое активное участие в организации пополнении центра науки. Для родителей были подготовлены консультации: «Исследователь-ская деятельность и детское экспериментирование : что это такое?», «Ставим опыты до-ма», «Мир общения ребенка», «Учимся рассуждать», «Учим ребенка быть любознательным»

Литература.

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012

2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» //Управление ДОУ, 2004 - №4

3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятель-ности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» М. : Учитель, 2013

4. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. : АРКТИ, 2003

5. Скоролупова М. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» О. А. М. : 2006

6. Смолер Е. И. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира» Мн., 2001

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей посредством приобщения к русскому народному фольклору» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком родного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 13:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Елисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД