Наталья Николаевна Костина
Консультация для воспитателя «Овладение природной реальностью как условие социализации и самореализации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ОВЛАДЕНИЕ ПРИРОДНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Н. Н. Костина,
МБУ лицей № 67 структурное подразделение детский сад «Русалочка»,
г. о. Тольятти
Природная реальность всегда была для человека условием и источником его жизнедеятельности. Да и сам человек по сути своей биосоциальное существо, постоянно преодолевающее в себе и свою природность, и свою социальность, выстраивая себя как некое третье существо (В. И. Слободчиков). Познание и понимание себя как природного объекта, включенного в систему иных природных объектов и явлений, является одним из условий становления личности. Современный человек отдаляется от природы, оставляет ее объекты и явления за пределами сознания. Но есть возраст, когда познание мира, бытие, реализация своих впечатлений от окружающего теснейшим образом переплетены с природной реальностью – это дошкольное детство.
Публикация «Консультация для воспитателя „Овладение природной реальностью как условие социализации и самореализации дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для понимания особенностей индивидуального развития, характеристики поколения в целом анализировать современное человеку пространство культуры. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве (Л. С. Выготский). Осваивая культуру, ребенок на самом деле осваивает ряд реальностей этого миры, которые насыщают его содержанием и формируют способности действовать в мире. Авторы выделяют следующие исторические обусловленные реальности существования человека:
1. реальность предметно мира;
2. реальность образно - знаковых систем;
3. реальность социального пространства;
4. природная реальность.
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию у людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в конкретный исторический момент.
Что же представляет собой реальность природного мира и какое базовое значение для становления сознания и индивидуальности она имеет? Природа представлена в сознании человека как нечто неизменно живое, неизменно воспроизводящееся, дарующее, как источник жизни. Природа дает питание, одежду, дает возможность согреться, отдохнуть, задает эстетику бытия. Природа представляется как условие развития, определяющая индивидуальные особенности каждого существа, представляется как источник познания, как источник поэзии. Известно, что человечество развивалось, выстраивая социальные сообщества и приращивая интеллект на том, «чтобы все больше и все эффективнее брать и брать у природы» (В. С. Мухина). Человек научился изменять природу под себя, добиваясь от нее наибольшей эффективности, провозгласил себя царем природы. И, к сожалению, стал действовать не как рачительный хозяин, а как временщик, не заботящийся о своих подданных, уничтожающий природные объекты ради минутной прихоти.
В последнее время в мировой науке наметились тенденции, которые мы находим продуктивными, и которые легли в основу построения нашей программы экологического воспитания дошкольников. Следует выстраивать свои отношения с природой как субъект- субъектные, предполагая не только воздействие на нее, но и отношение к ней, и обратный ответ. Для гармоничного существования человека в природе необходимо не только уметь отчуждаться от нее, но и сохранить способность идентифицироваться с ней. Сохранение способности относиться к предметам природы как к «значимому другому» имеет принципиальное значение для развития человеческого духа. В контексте воспитания и формирования нового человека можно утверждать – воспитание ребенка на природном материале, на серьезных гуманистических началах, воспитание его как эстета и деятеля, как ценителя и творца поможет сформировать человека нового типа, способного к развитию на разумных началах.
Рассмотрим, как на современном этапе развития общества природная реальность способствует социализации и самореализации дошкольника.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека, в том числе и ребенка от природы. Изо дня в день наши дети видят монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы, «воспитывают» игрушечных собак и кошек. Родители ограничивают места прогулок с детьми двором, где ребенок возится зачастую в грязном песке, пока родители общаются с соседями. Такое общение с природой не способствует познавательному развитию ребенка.
Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. На вопрос о животных часто дети дают ответ типа: «Эту птицу я видел по телевизору, а это насекомое в книге» и т. д. Поэтому, я считаю, что ребенку нужно дать возможность жить своей нормальной, естественной жизнью, то есть самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать в природе. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень многого можно достичь, давая возможность ему общаться с природой. Еще Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.»
Введение в окружение дошкольника природных объектов способствует естественному процессу познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Общаясь с природным сообществом, ребенок социализируется в окружающей среде. Он видит, что его жизнь, здоровье зависит от внешних факторов (воздуха, воды, тепла и т. д.) и учится приспосабливаться к этим условиям. У него формируются основы грамотного и безопасного поведения в быту и природе, т. е. идет его социализация.
Ребенок получает много информации, из окружающей природы реализуя свои потребности умственного развития. Природные явления, связи, наблюдаемые объекты способствуют развитию логического мышления, памяти. Природное окружение способствует развитию и совершенствованию анализаторов ребенка, тем самым ребенок совершенствуется в сенсорных эталонах.
Природа способна удовлетворять детскую любознательность, представляя возможность реализовывать первые навыки активности и самостоятельности. Ребенок в своем творчестве - будь это рисунок, скульптура, поделка - изображает в основном природные объекты. Общение с животными и растениями, позволяет реализовывать дошкольнику гуманные проявления : отзывчивость, заботу, сопереживание, ответственность. А в уходе за ними ребенок реализует свою потребность в труде. Самым доступным средством, в реализации физической двигательной активностью так же выступает природа.
Чтобы дать дошкольникам возможность чаще соприкасаться с природой, наше учреждение «приблизило» природу к ребенку. Мы создали на территории детского сада, в группах разнообразные природные зоны. Организовали и оснастили экспериментальные лаборатории, организуем походы, экскурсии, природно-охранные акции и др. Предоставили возможность детям быть в роли первооткрывателя окружающего мира.