Алиса Девятко
Сотрудничество с родителями как условие успешной психопрофилактики и коррекции эмоциональных отклонений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время значительно возрос статус семьи в нашем обществе в силу того, что именно семье принадлежит основная социальная функция – воспитание детей. Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Однако, далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воспитания ребенка. Причины разные: одни семьи не умеют воспитывать своего ребенка, другие – не понимают, зачем это нужно, третьи - просто не хотят этого делать. Во всех случаях необходима профессиональная помощь дошкольного учреждения.
Публикация «Сотрудничество с родителями как условие успешной психопрофилактики и коррекции эмоциональных отклонений у детей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Я стою на позиции того, что детский сад существует в помощь семье, что основными педагогами ребенка являются родители, а мы, работники детского сада, оказываем им необходимую помощь и поддержку.
Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Для меня поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Цель моей деятельности – психопрофилактика и коррекция эмоциональных отклонений у детей с ограниченными возможностями зрения посредством сотрудничества с их родителями.
Решение основных задач направлено не только на коррекцию уже имеющихся у ребенка проблем, но в первую очередь на профилактику возникновения эмоциональных отклонений.
Основным принципом работы считаю – каузальный, который направлен на поиск и устранение причин и источников отклонений в эмоциональном развитии ребенка.
Достижение поставленной цели в моей работе обеспечивает определенный алгоритм действий.
1 этап. Диагностика психоэмоциональной сферы ребенка и изучение особенностей взаимоотношений в семье.
Обследование помогло выявить одну из основных причин эмоциональных отклонений у детей - это нарушение внутрисемейных взаимоотношений.
К тому же, анкетирование родителей показало, что многие из них не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, о возможных причинах дезадаптивного поведения ребенка.
2 этап. Подбор оптимальных форм, методов и приемов взаимодействия с семьей, проведение психокоррекционных мероприятий.
Встречи с родителями, беседы, откровенные разговоры о трудностях в семейном воспитании детей привели меня к мысли о поиске более эффективных форм психокоррекционной, психопрофилактической и психопросветительской работы с семьей. Так возникла «Психологическая школа для родителей»
Основная форма работы психологической школы – семинары-практикумы, тренинги, совместные занятия с детьми и родителями.
Накапливая опыт работы, я определила оптимальные методы и приемы:
• Индивидуальные именные приглашения от имени педагога или ребенка.
• Аудиописьма, звучащие из уст ребенка.
• Видеофильмы с участием детей.
• Профессиональная библиотека - «Популярная психология для родителей».
• «Почтовый ящик», своего рода психологическая помощь быстрого реагирования.
3 этап. Повторная диагностика эмоциональной сферы ребенка и анализ отзывов родителей.
Результаты итоговой диагностики показали, что у детей снизились тревожность и агрессивность, значительно возрос познавательный интерес, воспитанники приобрели навык позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Критерий эффективности моей работы с родителями – конструктивные, доверительные отношения с ними.
Таким образом, в итоге проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий у родителей наших воспитанников сформировались определенные модели поведения с ребенком, повысился уровень педагогических и психологических знаний, преобладает позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
Дети приобрели доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения.
Педагоги повысили уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективнее.
Повышая психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, мы сумели создать в детском саду атмосферу доброжелательности и защищенности, психологического комфорта и эмоционального благополучия.
А. С. Макаренко писал: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»