Ольга Хализова
«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. И эта работа начинается с воспитания у детей уважения к своему народу, к его традициям и обычаям. Дети должны знать, чем славится их народ, и знание своих национальных особенностей необходимо закладывать с детских лет. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Только воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям и осознание могущества нашей многонациональной России.
Публикация «„Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Воспитание в ребенке знаний о своем народе о его культуре и особенностях и традициях дает возможность ему гордиться своим народом, национальностью, своим цветом кожи, а следовательно и способствует удачной социализации в обществе.
Задачи социально-коммуникативного направления развития, такие как:
• воспитание моральных и нравственных качеств,
• развитие эмоциональной отзывчивости,
• сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим,
• развитие умения договариваться,
• самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
решаются интегративно и могут находить отражение в других направлениях развития дошкольников.
Мы с вами рассмотрим пример интеграции в формировании социльно - значимых эталонов и морально – нравственных качеств посредством физкультурных занятий, построенных с учетом национальной специфики контингента воспитанников.
В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением представителей различных национальностей. Дети разных национальностей, посещают детский сад, происходит социализация ежедневно : они играют в игры, общаются, рисуют, налаживают дружеские взаимоотношения и педагоги способствуют сплочению детского коллектива независимо от национальных особенностей. При таком системном подходе у детей дошкольного возраста постепенно сформируютсятакие важные качества как отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества – умение уступать, ограничивать свои желания во благо другим, помогатьпреодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Например, дети подготовительного возраста проявляют часто выдержку и терпение в игре, когда сверстники – «инофоны» не справляются с действиями в связи с недопониманием правил игры, и что очень радует, некоторые воспитанники объясняют правила игры посредством демонстрации действий и других телодвижений. Это важный момент, на который необходимо обращать внимание.
В общеобразовательной программе ДОУ участниками образовательных отношений разработано примерное комплексно – тематическое планирование на все возрастные группы, в котором ярко представлены темы, направленные на ознакомление детей с национальными особенностями, культурой, обычаями, а я в свою очередь, во время таких тематических недель, «Вместе живут на огромной планете разные взрослые, разные дети!» Тема приурочена к празднованию Дня народного единства : задачи по теме: «Формирование и развитие представлений о России как многонациональной, но единой стране». «Воспитание уважения к людям разных национальностей». «Обогащение знаний о традициях разных народов» «Чем пахнут ремесла…». Формирование и развитие представлений о разных профессиях, их социальной значимости. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. ИГРЫ, реализуя в тесном взаимодействии с педагогами групп программные задачи, продолжаю народную тематику в рамках своих занятий физической культурой, активно включая подвижные игры различных народов нашей многонациональной РОДИНЫ.
Задачи инструктора по ФИЗО:
1. Обучить детей правилам подвижных игр народов мира и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
2. Развивать умение детей взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.
3. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
4. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом, приобщать детей к традициям других наций.
5. Формировать компетентность у родителей в вопросах толерантных взаимоотношений среди детей.
6. Формирование у всех участников образовательного процесса уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей и культур.
Увлекательные игры разных народов вызывают у детей положительные эмоции, и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности, взаимоуважение друг к другу, взаимовыручка, сплоченность в коллективе, дружба и т. д.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а также объяснение правил игры и распределение ролей персонажей требует от детей активной коммуникативной деятельности. Народные игры всегда отличаются интересным сюжетом и глубоким содержанием, что расширяет познавательный кругозор детей, его мышление, сенсорно-моторную сферу.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр, что и помогает нам формировать нравственные качества в ребенке, регулируют их поведение и взаимоотношение со сверстниками, содействуют формированию воле и физических качеств, что и является отличительной особенностью использования подвижных игр данной специфики. Например: в Казахской народной игре «Цыплята» (Балапандар, аналог русской игре «Коршун и наседка», у детей не только формируется ловкость сообразительность, ориентировка в пространстве, но и такие качества как взаимопомощь друг к другу «один за всех и все за одного - цыплята, смелость и находчивость – наседка и в конечном итоге моральное заключение всей сущности игры в понимании детьми необходимости действовать сообща, слаженно, и только в этом случае можно избежать опасности ( другими словами: Вместе мы Сила)
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.
Народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях