Получи документы

Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через малые формы фольклора

Светлана Бельская
Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через малые формы фольклора

Аннотация: статья имеет большую значимость на современном этапе развития специального дошкольного образования в нашей стране, так как проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Льва Семёнович Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна) и педагогов (Анны Михайловны Леушиной, Феликса Алексеевича Сохина).

Публикация «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через малые формы фольклора» размещена в разделах

Ключевые слова: речь, выразительности речи, малые формы фольклора, ударение, интонация, тон, громкость, темп, дикция, ритм, сила, тембр, речевое дыхание, потешка, считалка, колыбельная песня, дразнилка, примета, закличка, пестушка, скороговорка, пословица, приговорка, перевёртыш, поговорка, прибаутка, загадка, опираясь на авторов: Л. С. Выготского, Б. С. Найдёнова, Е. А. Брызгунову, Л. В. Щерба, Н. И. Жинкина, О. Е. Грибовой, диагностики автора О. И. Лазаренко.

DEVELOPMENT OF EXPRESSIVENESS OF SPEECH IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH THROUGH SMALL FORMS OF FOLKLORE

Belskaya Svetlana Andreevna

Scientific adviser : Drugova Angelina Nikolaevna

Abstract : The article is of great importance at the present stage of development of special preschool education in our country, since the problem of developing the expressiveness of children’s speech is reflected in the works of well-known domestic psychologists (Lev Semenovich Vygotsky, Sergey Leonidovich Rubinstein) and teachers (Anna Mikhailovna Leushina, Felix Alekseevich Sokhin).

Key words : speech, expressiveness of speech, small forms of folklore, stress, intonation, tone, loudness, tempo, diction, rhythm, strength, timbre, speech breathing, nursery rhyme, counting, lullaby song, tease, omen, spell, pestle, tongue twister, proverb, sentence, invert, saying, joke, riddle, relying on the authors : L.S. Vygotsky, B.S. Naidenov, E.A. Bryzgunov, L.V. Shcherba, N.I. Zhinkin, O.E. Gribova, diagnostics of the author O.I. Lazarenko.

«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство, то есть то,

что народом сохранено, что запечатлено народом,

что народ пронес через столетия…В народе не может

сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Б. М. Неменский

(советский и российский живописец, педагог)

Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн) и педагогов (Анна Михайловна Леушина, Феликс Алексеевич Сохин). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учёта её интегративного характера. До настоящего времени не решё н ряд вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми 6 года жизни с общим недоразвитием речи; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

К сожалению, связь поколений оказалась прерванной, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам.

Это позволяет утверждать необходимость исследования данной проблемы.

Речь - это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. [1; с. 38]

Выразительность речи – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств, придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определённые чувства, так отмечал в своей работе автор пособия «Выразительность речи и чтения» Борис Степанович Найденов. [2; с. 73]

Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи. Этот источник выразительности звучащей речи Борис Степанович Найденов (автор пособия «Выразительность речи и чтения») определил, как «увлечённость говорящего». [2]

Сущностью компонентов выразительности речи является ударение (выделение определенной части слова интонацией при произношении, интонация ( совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи - изменения во времени частоты основного тона, громкости (особенностей фонации, темп (скорость произнесения, дикция (четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, ритм (последовательность длительностей — звуков и пауз, сила (громкость, мощность, тембр (звуки разной высоты и громкости, речевое дыхание.

Ольга Евгеньевна Грибова (профессор кафедры логопедии, кандидат педагогических наук) отмечала особенности интонационной стороны речи у дошкольников 6 года жизни с общим недоразвитием речи. Выявленные интонационные нарушения характеризовались рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической стороны речи в сторону её убыстрения или замедления. У детей данной категории наблюдаются не только трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации.

Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. Они небольшие по объёму, яркие, понятные детям. [3; с. 45]

Деркунская Вера Александровна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики) подчёркивала такую возможность народного творчества, которая помогает окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове.

В малые формы фольклора входят следующие формы : потешки, считалочки, колыбельные песни, дразнилки, приметы, заклички, пестушки, скороговорки, пословицы, приговорки, перевертыши, поговорки, прибаутки, загадки.

Потешки – это весёлые стишки. Раньше, в старину наши мама, бабушки пели для своих детей или внуков весёлые песенки-стишки.

Считалки – это как правило, небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

Колыбельные песни – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка.

Дразнилка – жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки. [4; с. 43]

Приметы –  устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее.

Закличка –Небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы и т. п.

Пестушка –  короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Скороговорка - это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.

Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов.

Приговорка – смешная, остроумная, часто рифмованная поговорка или пословица, небольшой рассказ или стихотворение.

Перевёртыш – песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены.

Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.

Прибаутка - то малый жанр фольклора в виде короткого увлекательного стихотворения на различные темы.

Загадка – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке. Это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, какой он. [4; с. 45]

Для выявления уровня развития выразительности речи у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи были использованы диагностики Лазаренко Ольги Ивановны (автор методического пособия «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»).

Первичная диагностика выявила, что 31 % детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи не понимают смысл читаемого, не понимают, о чём идёт речь, не умеют выделить голосом нужное слово, не могут произнести предложение с различными интонациями, не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, не могут самостоятельно прохлопать ритм, неправильно определяют ритмический рисунок стихотворения, не могут вставить слово по смыслу, могут посчитать от 1 до 10 и обратно, смогли произнести только в быстром и среднем темпе, в медленном темпе не смогли сказать ни про одно стихотворение и в каком темпе их нужно читать.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

После проведённой работы были проведены повторные диагностики, которые позволили сказать о наметившихся улучшениях в развитии выразительности речи у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи :

62% высокого уровня детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи понимают смысл читаемого, понимают, о чём идёт речь, могут выделить голосом нужное слово. Могут произнести предложение с различными интонациями. Могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, частично могут самостоятельно прохлопать ритм, правильно определяют ритмический рисунок стихотворения, могут вставить слово по смыслу. Могут посчитать от 1 до 10 и обратно, смогли произнести в быстром, среднем и медленном темпах, смогли сказать про два стихотворения и в каком темпе их нужно читать.

При работе над колыбельной песней детям было предложено послушать колыбельную песню: «Вот и звери спят!». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему колыбельную песню поём нежным голосом, тихо, медленно, с ласковой интонацией?», и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что мы так выражаем нежную эмоцию, чётко произнося все слова, все звуки, соблюдая все паузы. Вместе с детьми повторили колыбельную песню с ласковым, нежным голосом.

При работе над потешкой детям было предложено послушать потешку: «Ай, радуга - дуга». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему потешку про радугу произносим весело, радостно и с улыбкой?» и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что так мы выражаем своё отношение к такому явлению природы, как радуга. Вместе с детьми повторили потешку сначала с повествовательной, затем с восклицательной, вопросительной интонациями.

А так как работа показывает наметивший результат то можно сказать о методических рекомендациях для развития выразительности речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи используя малые формы фольклора.

Методические рекомендации «Что поможет сделать речь ребёнка выразительной :

Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации.

В содержании работы, в подборе средств (консультируясь с логопедом) и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия.

Чтение и слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос ( Сказки: «Колобок»; «Теремок»; «Каша из топора»; «Маша и медведь»; «Царевна-лягушка»).

Читать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; прослеживая, как изменяется смысл фразы (фраза «Мы с мамой пойдём в лес»).

Чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова ( Пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»; поговорки: «Не рой яму другому – сам в неё попадёшь»; «Тише едешь – дальше будешь»).

Чтение вслух стихотворений (или подбор прозаических текстов) и выделение голосом главных по смыслу слов и словосочетаний ( Прозаический текст: «Кискино облако»; «Черепашонок Гого»; «Сеня, Рождество и доброта»).

Воспитатели и родители должны следить за своей речью, её выразительностью, интонациями, ударениями, темпом, чёткой дикцией.

Список литературы

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.

Найденов, Борис Степанович.  Выразительность  речи и чтения : пособие для учителей / Б. С.  Найденов. - Москва: Просвещение, 1969.

.Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45.

Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. – М. : 1981.

Шеенко, И. И. Развитие образных средств речи у старших дошкольников в процессе использования малых фольклорных жанров : выпускная квалификационная работа / И. И. Шеенко. – Белгород, 2019. – 51 c.

© С. А, Бельская; А. Н. Другова, 2022

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через малые формы фольклора
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 17:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД