Ольга Волкова
Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
1. Актуальность и перспективность опыта.
Для чего человеку нужно вести диалог? Этот вопрос обсуждается уже долгое время. Практика показывает, что у дошкольников необходимо развивать те коммуникативно – речевые умения, которые формируются под влиянием взрослого: вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения!
Публикация «Обобщенный инновационный педагогический опыт „Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Дети чувствуют потребность делиться своими впечатлениями из личного опыта, охотно отзываются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Дети, в диалоге со сверстниками, получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.
Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.
Актуальность и перспективность опыта по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что диалог имеет особое значение во всестороннем развитии дошкольников. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является средством социализации ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием формирования у старшего дошкольника полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.
2. Условия возникновения опыта.
Условиями возникновения опыта моей работы послужило, по моим наблюдениям - неумение детей вести диалог друг с другом и со взрослыми, небогатый словарный запас детей, монотонность и невыразительность детской речи.
3. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей идеей моего педагогического опыта является - развитие у детей умения устанавливать социальный контакт и эмоциональные связи со взрослыми и сверстниками.
Хочется сказать, как важен целостный подход к формированию диалогической речи. а не обучение диалогу только в вопросно-ответной форме. Важно, также обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики, правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание у дошкольников звуковой культуры речи (чистое произношение, четкая дикция, интонационная выразительность).
Обучение диалогическому общению я осуществляю в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий художественно - продуктивной деятельностью.
Игровые задания, проблемные ситуации я подбираю таким образом, чтобы речевое общение между детьми велось активно, а также, чтобы у детей активизировались их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта.
4. Теоретическая база опыта.
В дошкольном образовательном учреждении при обучении детей развитию речи, ставится задача: формирование связной устной речи и речевых навыков общения дошкольников с окружающими людьми. Данная задача осуществляется путём развития у детей монологической и диалогической речи.
Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени. Это такие учёные как: Е. А. Тихеева. А. М. Бородич, О. И, Соловьёва. О. С, Ушакова, В. В. Гербова, Е. А. Флёрина и другие.
Специалист в области дошкольной педагогики и лингводидактики А. Г. Арушанова выделяет недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы и необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Полноценный диалог, считает исследователь, невозможен без установки диалогических отношений, которые должны совмещать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие его со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной деятельности.
Рассматривая наиболее актуальные вопросы, касающиеся методики формирования связной речи дошкольников ученые подчеркивают, что на современном этапе работы по развитию связной речи дошкольников необходимо использовать в единстве как традиционные, так и инновационные технологии. Особенно это касается обучения дошкольников творческому рассказыванию.
5. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в том, что я, в своей работе, рассматриваю проблему развития диалогической речи дошкольников учитывая принципы интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ и применяю их к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.
6. Технология опыта.
Дети дошкольного возраста ещё не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его ведения, и они недостаточно инициативны. У ребят имеются недостатки в развитии связной речи, а это значит, что важен целостный подход к формированию диалогической речи, а не только обучение в вопросо –ответной форме. Полноценный диалог невозможен без установки диалогических и партнерских отношений.
Исходя из вышесказанного я определила цель моей работы по данной теме - научить детей пользоваться диалогом как формой общения.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
- развивать и совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом собеседника;
- учить умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
- учить умению общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения;
- способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;
- обучать правилам речевого этикета.
На предварительном этапе своей работы я уделила большое внимание обогащению речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. Не секрет, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат и поэтому я старалась опираться на подражательные способности детей. Источниками речевого подражания у детей, являются - речь окружающих людей, произведения художественной литературы, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Используя эти художественные средства, старалась привлекать внимание детей к диалогам героев. Ведущую роль, в работе с детьми, отвожу художественной литературе, потому что ознакомление с ней происходит ежедневно, а чтение произведений различного вида жанра даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Ведение диалога позволяет дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. На примере литературных произведений детям старшего возраста уже можно объяснить, как же это хорошо уметь вести диалог и поддерживать беседу, например, прочитав сказку К. И. Чуковского «Телефон»
В группе, совместно с родителями, был создан уголок книги, где ребята с удовольствием общаются не только с произведениями художественной литературы, но и друг с другом. Для уголка книги мною были подобраны и оформлены в папки сюжетные иллюстрации на разную тематику.
Большую роль так же отвожу готовым формам литературного диалога - басни, потешки, песенки, короткие сказки, рассказы. Сначала заучиваю их с детьми, а затем использую в инсценировках. Игры – инсценировки объединяют детей. Один и тот же текст дети инсценируют при помощи игрушек, кукол, используя выразительные движения, речь.
Считаю, что основным из методов формирования диалогической речи у детей в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог)
Разговариваю с детьми по любому поводу и в разное время. Для коллективных разговоров лучшим временем является, конечно же - прогулка. Индивидуальные беседы провожу во время утреннего приёма и в вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит к педагогу с вопросом или сообщением. Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит потом в свои взаимоотношения со сверстниками. Интересным диалог получается если, например, начинаю говорить предложение, а ребёнок его заканчивает. Этот приём используется мною при описании предметов, и игрушек.
Разговоры и беседы я провожу на заранее выбранную тему и совмещаю их с рассматриванием иллюстраций, презентаций.
Большое внимание уделяю качеству ответов детей: учу их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно приобщаю детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Ещё в своей работе с детьми я использую словесные поручения. Можно дать ребёнку поручение сходить с просьбой к помощнику воспитателя, попросить у музыкального работника погремушки, показать вновь прибывшему ребёнку группу. Очень важно попросить ребёнка повторить поручение взрослого. Это необходимо для усвоения информации и её наилучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка как он с ним справился.
Наиболее эффективным методом развития диалогической речи является игра. Например, сюжетно-ролевая игра способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Я хочу отметить, что чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Играя в сюжетно – ролевые игры, ребята используют в своей речи разнообразные диалогические реплики, что содействует развитию самой игры. Во время игры ребенку часто приходится воспроизводить ролевой диалог. Дети действуют самостоятельно, свободно выражают свои желания, представления, чувства.
Для развития сюжетно-ролевых игр и расширения знаний детей об окружающем мире в группе создана предметно-пространственная развивающая среда: оформлены игровые уголки - «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Уголок ряженья». Подобран игровой материал, изготовлены атрибуты. В оформлении центров занятости активное участие принимали родители детей.
Организую с детьми пальчиковые игры, которые приносят детям радость, создают эмоциональный настрой, развивают моторику рук, речь, что очень важно для общения. В группе оформлен пальчиковый театр, собрана картотека пальчиковых игр.
Благодаря заинтересованности родителей в развитии своих детей, наша группа оснащена наборами разнообразных детских конструкторов, наборами пазлов, крупной и мелкой мозаикой. Дети, во время игр, общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия и соответственно - ведут диалог.
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя.
Использую в своей работе с детьми словесные игры: «Кому что нужно?», «Радио», «Испорченный телефон», «Краски», «Фанты», «Да – нет», «Отвечай быстро» т. д. Эти игры направлены на развитие диалогической речи детей, они учат их мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения
А такие такие игры, как «Молчанка», «Передай настроение», «Придумай предложение», «Кто больше назовет действий?», «Только на эту букву», учат образовывать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча или камушка, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность. Удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, такие игры создают основу для совместных радостных переживаний, для установления контакта, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.
На прогулках использую подвижные игры, которые содержат диалоги: «Гуси-гуси», «Коршун», «Кошки - мышки» и др. В них закрепляются умения поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.
Большое место в своей работе отвожу формированию культуры общения. Учу детей называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Катя, Катюша, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно, быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Знания, которые дети получают в детском саду, должны подтверждаться положительным примером взрослых. В работе с родителями я использую различные формы работы: консультации, беседы, родительские собрания, совместные досуги, конкурсы, анкетирование. На родительских собраниях я знакомлю родителей с материалами, которые будут использоваться в работе с детьми, раздаю буклеты с рекомендациями. Периодически в папках передвижках размещаю практический материал, организую фотовыставки, оформляю стенгазеты. По результатам анкетирования, родители стали более грамотными в вопросах обучения детей диалогической речи.
7. Анализ результативности.
В процессе опыта работы мною была разработана диагностика развития детей по теме «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста». Подобрала критерии развития, диагностический инструментарий (основываясь на технологию О. С. Ушаковой «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в игре»). Полученные результаты показывают эффективность использования мною выбранных методов и приёмов развития у детей старшего дошкольного возраста всех аспектов диалогической речи в детском саду.
Проанализировав проделанную работу, я могу сказать, что она дала хорошие результаты. Считаю, что основная цель достигнута.
Результатами проделанной работы стало то, что дети овладели наиболее типичными фразами речевого этикета, постановкой вопросов, а также умением быстро реагировать на них, стимулировать беседу, дополнять, изменять реплики. Дети научились составлять диалог по теме, опорным словам, плану, или описанию речевой ситуации. которую определяет воспитатель.
Дети стали больше общаться между собой, чаще идти на контакт со взрослыми, сформировались отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Важно было заинтересовать детей, увлечь, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, дать возможность высказать и применить своё собственное мнение.
8. Трудоёмкость
Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Опыт своей работы рекомендую педагогам, как опытным, так и начинающим. Своим опытом и разработками в работе по развитию речи детей делюсь с коллегами по работе на семинарах, педагогических советах.
В начале работы по данному опыту я столкнулась с тем, что нужно было обработать большой объём информации, и выбрать именно ту систему работы, которая подойдет конкретно для данного возраста.