Елена Рожкова
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, т. к. у них нарушено восприятие. Ведь восприятия создают первичный образ, т. е. они работают тогда, когда на человека непосредственно действует раздражитель. С помощью своих ощущений и восприятий человек создает мир, который объективно существует вне человека, но ощущается и воспринимается им субъективно.
Публикация «Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцептивных действий. Из-за нарушения зрения дошкольники плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.
Задача педагогов, работающих с дошкольниками развивать процессы ощущения и восприятия во всех возрастных группах, учитывая возрастные особенности и возможности детей с нарушениями зрения.
Дети 3-4 лет уже достаточно овладели речью, чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами. Развивающие игры и упражнения создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. В процессе игры ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны.
• Упражнение «Банка в банке»
• Игра «Пирамидка»
• Игра «Подбери колечко»
• Упражнение «Солнышко»
• Упражнение «Пояски и ленточки»
• Упражнение «Найди нужную крышку»
• Игра «Геометрическое лото»
• Упражнение «Найди правильную фигуру»
• Игра «Найди нужный домик»
• Игра «Красивые салфетки»
• Упражнение «Подбери нужный цвет»
• Игра «Подбери лепесток»
• Игра «Узнай по цвету»
• Игра «Бегите ко мне»
• Игра «Найди свой домик»
• Упражнение «Угадай что?»
• Упражнение «Раздели по признакам»
• Упражнение «Сложи картинку»
• Игра «Мешок игрушек»
• Игра «Кто разбудил куклу?»
• Игра «Догадайся по звуку»
Дети средней группы могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства и характеризовать предмет с помощью этих свойств. Воспитанникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам, но они рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых знаний и умений.
• Упражнение «Разложи правильно по величине»
• Игра «Мешочек»
• Упражнение «Разложи предметы»
• Упражнение «Разложи правильно по форме»
• Упражнение «Почтовый ящик»
• Упражнение «Узнай на ощупь»
• Упражнение «Сложи из геометрических фигур»
• Упражнение «Найди такой же»
• Упражнение «Найди фигуре место»
• Упражнение «Фигуры из палочек»
• Упражнение «Какой цвет пропал?»
• Упражнение «Цветные полоски»
• Игра «Цветные картинки»
• Упражнение «Рисуем по контуру»
• Упражнение «Что подарили мишке?»
• Игра «Универсальное лото»
• Упражнение «Что ты видишь?»
• Упражнение «Разрезные картинки»
• Игра «Птички»
• Игра «Подбери карточку»
• Игра «Что дальше?»
• Упражнение «Что сначала, что потом?»
• Игра «Стоп»
• Игра «Пальчики»
• Игра «Где звенит?»
В старшем дошкольном возрасте ребятам полезны игры и упражнения, направленные на совершенствование восприятия цвета, формы и величины, на формирование представлений о времени, длительности, скорости, последовательности событий и явлений, на развитие правильной ориентировки в местоположении частей предметов, на развитие кинестетических и стратегических ощущений, а также слухового восприятия : определения характера различных звуков. Предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них качественно нового восприятия окружающего мира.
• Упражнение «Будем пить чай»
• Игра «Отгадай-ка»
• Упражнение «Что вырезали?»
• Упражнение «Фигуры из палочек»
• Упражнение «Фигуры из ниток»
• Упражнение «Треугольники и квадраты»
• Упражнение «Загадки»
• Упражнение «Сделай так же»
• Игра «Отвечай поскорей»
• Упражнение «Раскрась и объясни»
• Упражнение «Правая – левая»
• Упражнение «Где находится предмет?»
• Упражнение «Идем в детский сад»
• Упражнение «Лабиринты»
• Упражнение «Колумбово яйцо»
• Упражнение «Улица»
• Упражнение «Дорисуй предметы»
• Упражнение «Найди место»
• Упражнение «Стань правильно»
• Игра «Где лежат фигуры?»
• Упражнение «Сложи фигуры»
• Упражнение «Дострой»
• Упражнение «Распутай нитки»
• Упражнение «Составь картинку»
• Упражнение «Найди животных»
• Упражнение «Который час?»
• Игра «К какому времени года относится?»
• Игра «Что было, а что будет?»
• Игра «Кто запомнит?»
• Упражнение «Выложи узор»
• Игра «Испорченный телефон»
• Упражнение «Чуткий слух»
Для детей подготовительной группы можно использовать те же типы игр и упражнений, но характер и задания усложняются.
Вводятся игры и упражнения на подготовку детей к письму.
Все игры имеют своей целью обогатить чувственный опыт ребенка и подготовить его к школьному обучению.
• Игра «Маленький и большой»
• Упражнение «Дома зверей»
• Игра «Ищи и называй»
• Упражнение «Почини платок»
• Упражнение «Раскрась все треугольники»
• Упражнение «Раскрась предметы»
• Упражнение «Лабиринты»
• Упражнение «Что видишь?»
• Упражнение «Собери фигуру»
• Упражнение «Выложи фигуру»
• Упражнение «Куда ускакал зайчик?»
• Упражнение «Геометрический диктант»
• Игра «Найди все пути»
• Упражнение «Найди и покажи»
• Игра «Ничего не видно»
• Упражнение «Построй башню»
• Упражнение «Противоположные стороны»
• Упражнение «Танграм»
• Упражнение «Кто кем был?»
• Упражнение «Разложи в ряд»
• Упражнение «Что было сначала, а что потом?»
• Упражнение «Подбери картинку»
• Упражнение «Узнай на ощупь»
• Упражнение «Срисуй узор»
• Упражнение «Обведи фигуры»
• Упражнение «Бусы для куклы»
• Упражнение «От дома к дому»
• Упражнение «Кто быстрее и ровнее?»