Папки-передвижки

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Елена Рожкова
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, т. к. у них нарушено восприятие. Ведь восприятия создают первичный образ, т. е. они работают тогда, когда на человека непосредственно действует раздражитель. С помощью своих ощущений и восприятий человек создает мир, который объективно существует вне человека, но ощущается и воспринимается им субъективно.

Публикация «Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцептивных действий. Из-за нарушения зрения дошкольники плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

Задача педагогов, работающих с дошкольниками развивать процессы ощущения и восприятия во всех возрастных группах, учитывая возрастные особенности и возможности детей с нарушениями зрения.

Дети 3-4 лет уже достаточно овладели речью, чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами. Развивающие игры и упражнения создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. В процессе игры ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны.

• Упражнение «Банка в банке»

• Игра «Пирамидка»

• Игра «Подбери колечко»

• Упражнение «Солнышко»

• Упражнение «Пояски и ленточки»

• Упражнение «Найди нужную крышку»

• Игра «Геометрическое лото»

• Упражнение «Найди правильную фигуру»

• Игра «Найди нужный домик»

• Игра «Красивые салфетки»

• Упражнение «Подбери нужный цвет»

• Игра «Подбери лепесток»

• Игра «Узнай по цвету»

• Игра «Бегите ко мне»

• Игра «Найди свой домик»

• Упражнение «Угадай что?»

• Упражнение «Раздели по признакам»

• Упражнение «Сложи картинку»

• Игра «Мешок игрушек»

• Игра «Кто разбудил куклу?»

• Игра «Догадайся по звуку»

Дети средней группы могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства и характеризовать предмет с помощью этих свойств. Воспитанникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам, но они рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых знаний и умений.

• Упражнение «Разложи правильно по величине»

• Игра «Мешочек»

• Упражнение «Разложи предметы»

• Упражнение «Разложи правильно по форме»

• Упражнение «Почтовый ящик»

• Упражнение «Узнай на ощупь»

• Упражнение «Сложи из геометрических фигур»

• Упражнение «Найди такой же»

• Упражнение «Найди фигуре место»

• Упражнение «Фигуры из палочек»

• Упражнение «Какой цвет пропал?»

• Упражнение «Цветные полоски»

• Игра «Цветные картинки»

• Упражнение «Рисуем по контуру»

• Упражнение «Что подарили мишке?»

• Игра «Универсальное лото»

• Упражнение «Что ты видишь?»

• Упражнение «Разрезные картинки»

• Игра «Птички»

• Игра «Подбери карточку»

• Игра «Что дальше?»

• Упражнение «Что сначала, что потом?»

• Игра «Стоп»

• Игра «Пальчики»

• Игра «Где звенит?»

В старшем дошкольном возрасте ребятам полезны игры и упражнения, направленные на совершенствование восприятия цвета, формы и величины, на формирование представлений о времени, длительности, скорости, последовательности событий и явлений, на развитие правильной ориентировки в местоположении частей предметов, на развитие кинестетических и стратегических ощущений, а также слухового восприятия : определения характера различных звуков. Предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них качественно нового восприятия окружающего мира.

• Упражнение «Будем пить чай»

• Игра «Отгадай-ка»

• Упражнение «Что вырезали?»

• Упражнение «Фигуры из палочек»

• Упражнение «Фигуры из ниток»

• Упражнение «Треугольники и квадраты»

• Упражнение «Загадки»

• Упражнение «Сделай так же»

• Игра «Отвечай поскорей»

• Упражнение «Раскрась и объясни»

• Упражнение «Правая – левая»

• Упражнение «Где находится предмет?»

• Упражнение «Идем в детский сад»

• Упражнение «Лабиринты»

• Упражнение «Колумбово яйцо»

• Упражнение «Улица»

• Упражнение «Дорисуй предметы»

• Упражнение «Найди место»

• Упражнение «Стань правильно»

• Игра «Где лежат фигуры?»

• Упражнение «Сложи фигуры»

• Упражнение «Дострой»

• Упражнение «Распутай нитки»

• Упражнение «Составь картинку»

• Упражнение «Найди животных»

• Упражнение «Который час?»

• Игра «К какому времени года относится?»

• Игра «Что было, а что будет?»

• Игра «Кто запомнит?»

• Упражнение «Выложи узор»

• Игра «Испорченный телефон»

• Упражнение «Чуткий слух»

Для детей подготовительной группы можно использовать те же типы игр и упражнений, но характер и задания усложняются.

Вводятся игры и упражнения на подготовку детей к письму.

Все игры имеют своей целью обогатить чувственный опыт ребенка и подготовить его к школьному обучению.

• Игра «Маленький и большой»

• Упражнение «Дома зверей»

• Игра «Ищи и называй»

• Упражнение «Почини платок»

• Упражнение «Раскрась все треугольники»

• Упражнение «Раскрась предметы»

• Упражнение «Лабиринты»

• Упражнение «Что видишь?»

• Упражнение «Собери фигуру»

• Упражнение «Выложи фигуру»

• Упражнение «Куда ускакал зайчик?»

• Упражнение «Геометрический диктант»

• Игра «Найди все пути»

• Упражнение «Найди и покажи»

• Игра «Ничего не видно»

• Упражнение «Построй башню»

• Упражнение «Противоположные стороны»

• Упражнение «Танграм»

• Упражнение «Кто кем был?»

• Упражнение «Разложи в ряд»

• Упражнение «Что было сначала, а что потом?»

• Упражнение «Подбери картинку»

• Упражнение «Узнай на ощупь»

• Упражнение «Срисуй узор»

• Упражнение «Обведи фигуры»

• Упражнение «Бусы для куклы»

• Упражнение «От дома к дому»

• Упражнение «Кто быстрее и ровнее?»

Публикации по теме:

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Игры на развитие фонематического восприятия «Шпаргалка для родителей старших дошкольников» Уважаемые родители!Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим.

Конспект образовательной игровой ситуации для дошкольников с нарушениями слухового восприятия Формирование слухового восприятия дошкольника. Цель: формировать слуховое восприятие и внимание на материале неречевых и речевых звуков.

Конспект занятия на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» Занятие на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» (старший дошкольный возраст) Цель: систематизировать.

Консультация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха» В процессе умственного развития человека тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования с детьми с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования» Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной.

Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи» Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны. Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
Опубликовано: 4 марта 2019 в 13:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД