Ольга Горина
Консультация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе умственного развития человека тесно взаимодействуют три основные формы мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное или словесно-логическое.
О процессе мышления можно говорить тогда, когда перед человеком стоит особая задача, когда существует так называемая проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризуется тем, что в ней имеется определенная цель и некоторые условия. Процесс мышления заключается в том, чтобы суметь проанализировать имеющиеся условия, соотнести их с целью и найти путь решения.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивая мышление ребенка необходимо помнить о следующих основных задачах:
- научить анализировать в процессе предметно-практической деятельности – в процессе конструирования, рисования, лепки, аппликации;
- научить выделять существенные признаки;
- научить понимать простейшие причинно-следственные связи;
Постепенно решая эти задачи, педагог постоянно активизирует познавательную сферу детей.
О наглядно-действенном мышлении можно говорить тогда, когда ребенок выделяет значимые для действия свойства предметов и начинает одним предметом воздействовать на другой. Т. е. ребенок решает все встающие перед ним задачи с помощью практических действий, овладевает простейшими человеческими орудиями: ложкой, вилкой, ножницами и т. п.
Постепенно ребенок овладевает и самим принципом использования орудий при решении мыслительных задач – он не просто тянется за лежащей на середине стола игрушкой, а подталкивает её каким-нибудь другим предметом к краю, обходит стол и берет игрушку с другой стороны. Даже овладение самыми простыми предметами домашнего обихода способствует не только развитию культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка, но и развитию наглядно-действенного мышления.
Для развития мышления важно, чтобы ребенок сам находил путь решения практических задач. Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с различными конструкторами. Сначала ребенок может что-то построить по показу, по подражанию, по образцу, а затем переходит уже к самостоятельным постройкам, что требует от него умения проанализировать свойства разных деталей, опробовать их и решить задачу. Может показаться, что ребенок раз за разом беспорядочно нагромождает кубики один на другой в постоянно рушащейся постройке. На самом деле он постепенно устанавливает зависимость между формой, величиной и устойчивостью деталей и постепенно начинает продуктивно использовать эту зависимость в своей деятельности.
На протяжении всей жизни человек сталкивается с задачами, требующими применения именно наглядно-действенного мышления.
Экспериментальные психологические исследования Боскис, Морозовой, Розановой, Соловьёва, Шиф показали, что мышление у детей с нарушением слуха имеет ряд особенностей, которые обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей.
Обучение глухого ребенка речи, которое играет важную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Такое знакомство может произойти только в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания.
Практический опыт ребенка это – и знакомство с предметами, и соотнесение действий с их результатом, и начало установления причинно-следственных связей. Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов и есть его первые знания об окружающем мире.
В переходе к следующей стадии – наглядно-образному мышлению важную роль играют два условия:
- первое это – формирование у детей умений различать реальные объекты и образы и модели, отражающие эти объекты. При этом формируется умение оперировать образами предметов и их частей, усложняется структура образов, появляется система конкретных представлений о предметах;
- второе условие это – развитие речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов.
Привлечение в качестве дидактического материала множества предметов с разнообразными свойствами дает возможность тренировать детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов. Рекомендуется проводить анализ одних и тех же предметов с точки зрения формы, цвета, величины и других признаков. Группирование в зависимости от того, какой из признаков служит основанием для обобщения, помогает выработке гибкости мышления.
Развитое наглядно-образное мышление подводит детей к порогу логики.
В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи, переход на стадию словесно-логического мышления у глухих детей происходит в течение более длительного времени. Это проявляется и в развитии мыслительных операций.
В развитии наглядного обобщения, анализа и синтеза, процесса сравнения у детей с нарушением слуха наблюдается отставание, т. к. их жизненный опыт менее разнообразен, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов.
Необходимо обратить внимание на то, что для устранения трудностей недостаточно всегда интенсивно использовать речь, поскольку не всякое слово или фраза оказывает благоприятное воздействие на развитие мышления. Эффективно не то обучение, которое предусматривает только правильность употребления слов, а то, которое позволяет достичь понимания значений слов. Языковые средства должны использоваться в реальной познавательной деятельности детей, должны быть связаны с мыслительными операциями, с установлением отношений между предметами и явлениями окружающего мира.