Приложение МААМ

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Елена Никитина
Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения.

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Этой проблемой занимались многие отечественные учёные И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, М. М. Кольцова.

Публикация «Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Ещё в прошлом веке было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть при этом выше нормы. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие ребёнка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в логопедической работе.

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»- писал В. А. Сухомлинский.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания. Следовательно, развивающую коррекционную работу нужно начинать со стабилизации и активизации энергетического потенциала ребёнка, с развития общего эмоционального статуса.

Одним из эффективных методов работы в данном направлении, признанным сегодня традиционной медициной и педагогикой, считается арт - терапия.

Её главная цель – создание условий, способствующих укреплению эмоционально-психологического здоровья детей посредством приобщения их к изобразительному искусству.

Средствами искусства: мелодией, звуком, линей, цветом человек может не только выразить себя, но и больше узнать о других людях. Важно создать определённую атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам. Не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, а принимать их «плачущими», агрессивными, предоставлять им право выбора, т. е. сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя – это необходимое условие для арт терапевтического процесса.

Успешное внедрение арт терапевтических программ ведётся Ольгой Всеволодовной Платоновой при институте арт терапии в Санкт - Петербурге.

Арт терапия даёт хорошие результаты при лечении речевых проблем – заикания, трудностей произношения. Используя этот метод, мы помогаем детям обрести уверенность в себе, справиться с проблемами общения, страхами. «Чудо» арт терапии заключается в том, что данный метод напрямую обращён к чувствам человека.

Успешная психологическая работа средствами искусства идёт в коррекции

поведения детей, например при гиперактивности. Изменения есть всегда. Абсолютно у всех детей повышается уровень самооценки.

Они воспринимают художественные занятия как опыт чего-то необычного и интересного. Рисуя или печатая, дети ощущают себя независимыми в выборе композиции, чувствуют радость исследования, творческое возбуждение – всё то, что и составляет загадку обучения. Не мешать ребёнку творить, не навязывать образцы для подражания, так как это ограничивает возможности творчества и препятствует радости открытий – один из важнейших принципов арт терапии.

Среди технологий арт терапии, рекомендуемых к применению в условиях ДОУ, можно выделить следующие:

пальцевая живопись, коллаж, мокрая бумага, монотипия, ниткография, кляксография, точечный рисунок, напыление, рисунок пастелью; рисунок свечой, густой краско, бисерография, ниткопись, печатание.

Для успешной творческой деятельности в условиях художественной мастерской необходимо создать в ДОУ такую обстановку, в которой дети чувствовали бы себя хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

Использование данной технологии требует от участников образовательного процесса создания ряда условий:

а) разработка индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское или поисковое мышление;

б) организация групповых и индивидуальных занятий на основе диалога и имитационно – ролевых игр.

Деятельность по развитию мелкой моторики средствами арт терапии должна проводиться в логопедических группах регулярно, систематически, используя разные формы работы:

*необходимо выделить для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий;

* в совместной деятельности воспитателя с детьми;

* в самостоятельной деятельности детей.

«Арт терапия часто помогает, иногда излечивает, но утешает всегда».

Арт терапевтическая методика «Мотивы абстракции или путешествие в страну фантазии» рекомендует нетрадиционные техники, обладающие специфической терапевтической ценностью.

Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Дети получают удовольствие, когда они пишут красками. Задача взрослых заключается в том, чтобы создать для этого важного дела условия, предлагая малышам широкий, разнообразный выбор материалов и инструментов, и радоваться детской увлечённости художественным творчеством.

Рисуем пальцами

Живопись с помощью пальцев вызывают сходные тактильные и кинестетические ощущения. Такая живопись обладает многими достоинствами. Она оказывает большой арт терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психо эмоциональное состояние. Она успокаивает и расслабляет.

Рисующий, может сделать пробные рисунки и картинки и быстро их стереть. Ему не грозят неудачи, не требуется большого искусства. Он может рассказать какую-нибудь историю по рисунку, который он считает законченным, или рассказать о том, что ему напоминает картина.

Рисование пальцами – классический пример детского рисования. Это весёлая осязаемая возможность размазывать и растирать краски по бумаге, создавая удивительные произведения с помощью ногтей, подушечек пальцев или ладоней. Технология : Сделать эскиз. Подушечками пальцев свободно брать краску из баночки или палитры. Краску накладывать плотными, густыми цветными пятнами для нанесения рельефных слоёв, как в масляной живописи. Для создания предметного изображения приё мы можно использовать разнообразные: линии прямые, волнистые, точки, брызги. Для выполнения сюжетной композиции можно использовать приё м нанесения изображения всей ладонью: например «лебеди». Когда ребёнок нарисуется пальцами, можно предложить ему использовать для рисования неожиданные материалы, такие как птичьи перья, связанные в пучки, выпавшие из веника прутики, губки, прикреплённые к прищепкам, сосновые веточки с иголочками, щеточки для мытья посуды. Новые предметы для рисования дают удивительные результаты в художественном творчестве.

На природе рисуем водой.

В теплое время года рисовать можно чистой кисточкой, ладошкой, пальцами и водой прямо на камнях, заборах, тротуарах, горках. Наполните водой ведёрко меньше чем на половину, и дайте ребёнку кисточку. Пусть рисунки будут недолговечны. Детское творчество никогда не бывает напрасным!

Монотипия «Эмоции на плоскости»

Довольно редкая в наше время, но очень интересная техника живописной графики. Для неё требуются следующие материалы: стекло, бумага, кисти, гуашь художественная.

Технология : любые цвета краски густыми пятнами наносятся на поверхность: стекло или бумагу. Сверху аккуратно накладывается лист бумаги. Тщательно проглаживается рукой и через 2-3 секунды снять с готовым отпечатком. Эта техника требует быстрой работы, иначе краски засохнут и можно не успеть сделать качественный оттиск. Результатом работы может стать как бессюжетная композиция, так и сюжетная. Предложить кистью детям дорисовывать в случайных цветовых пятнах интересные силуэты.

Данная технология может быть предложена для оформления работ в одном «цветовом» настроении. Для оформления выставок детского творчества «Картинки хорошего настроения», «Подводные фантазии» и. т. д.

Ниткография

Для этой техники требуются следующие материалы: нить х/б (длинна 30-40 см, белая или цветная бумага, чёрная тушь, розетка для туши. Лист бумаги сложить пополам. Тонкую нить опустить в розетку с тушью. Пропитанную тушью нить произвольно разложить на листе бумаги. Закрыть второй половиной листа, оставив кончик нити. Плотно прижав заготовку ладонью, провести нить сверху вниз, одновременно вытягивая её. Рассматривая с ребёнком абстрактное изображение в разных плоскостях постараться увидеть конкретный рисунок. Увидев образ, можно подчеркнуть его, лишь подчеркнув детали.

Соломинки

Сделайте большой булавкой дырочки в пластиковой питьевой соломинке. Это предотвратит опасность набрать в рот краски и даст возможность выдувать из дырочек воздух. Пусть ребёнок опустит в лужицу краски соломинку и подует в неё. Малыши любят наблюдать, как краски разбегаются и разлетаются в разных направлениях.

Рисунки на тканях

Рисование на ткани станет для ребёнка приятным сюрпризом, а также серьёзным занятием. Расстелите старую простыню и рисуйте прямо на ней, как на бумаге. Краска, когда высохнет, может отслоиться от ткани, поэтому рисунок не сохранится, но мы помним, что цель творческого процесса скорее в самом процессе, а не в результате.

Лоскутное одеяло.

Детям нравятся разные фактуры, поэтому можно предложить соединить различные сорта бумаги, сделать «лоскутное» одеяло», на котором можно рисовать. Используйте фольгу, ватман, обойную бумагу, гофрированную и бархатную бумагу. Склейте скотчем все углы образцов, чтобы края бумаги не загибались, и наблюдайте с ребёнком, как реагируют разные сорта бумаги на одну и ту же краску.

Печатание

Печатание – элементарный процесс. Просто прижмите предмет к краске, а затем сделайте отпечаток на бумаге. Это могут быть бельевые верёвки, губки для ванны, листья, колёсики, сжатые комки бумаги, ватные палочки, щётки, сосновые ветки, шарики из фольги, инструменты, обыкновенные бытовые предметы могут оставлять совершенно необыкновенные отпечатки.

Красочные кляксы.

Отпечатывать красочные кляксы - классический детский художественный опыт. Капните краской на лист бумаги, затем сложите его и прижмите. Теперь раскройте лист - и вы увидите симметричный лист с одинаково отпечатанными узорами. Чтобы контролировать количество краски, капающей на бумагу, пользуйтесь палочками для мороженого.

Надутые пузыри

Для этого задания понадобится упаковочная плёнка с надутыми пузырями. С помощью этой упаковки можно сделать удивительные отпечатки, которые поражают своей красотой. Разрешите ребёнку сначала поиграть с пузырями. Детям нравится сначала щелкать, щупать, перебирать их. Предложите ребёнку раскрасить поверхность пузырей разноцветными красками по своему вкусу. Чем больше цветов, тем богаче смотрится отпечаток. Когда все пузыри будут закрашены, прижмите к упаковке лист бумаги, чтобы получился разноцветный отпечаток.

Ниткопись

Выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения.

Работа проводится с детьми не младше четырех лет индивидуально или с небольшими подгруппами.

С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем сложных. Старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу.

Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

Дети, слегка прижимая нить пальцами, укладывают её по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры – это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребёнку исправить неточности в работе). Есть и более трудоёмкий для взрослого, но интересный и эффективный для ребёнка вариант. Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треугольник, овал). Изготавливаются трафареты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остаётся выложенный из ниток контур предмета.

Бисерография

Выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанными на них бисером, бусинок.

Занятия по бисерографии следует начинать с детьми 4-5 лет. Ребёнок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы, заполняя отдельными бусинками всё пространство внутри контура («бусинка к бусинке»). Дети действуют с помощью пинцета. Такая, много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию распределения мышечной нагрузки руки.

Подобная работа в старших группах детского сада проводится вне занятий (индивидуально или с небольшими подгруппами детей); она растянута во времени. Данные техники рекомендуется использовать для коллективных работ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования 1. Актуальность. На всех этапах жизни ребёнка.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда Учитель-логопед МБДОУ д/с № 70 г. Белгород Акиншина Наталья Сергеевна В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы.

Арт-терапевтические техники и упражнения Ритуал приветствия. Упражнение «Здороваемся ладошками». Я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой. (дети по кругу прикасаются.

Арт-терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка Живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями» Мастер-класс для родителей и детей по теме: «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями посредствам продуктивной деятельности».

Нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие мелкой моторики у старших дошкольников Нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие мелкой моторики у старших дошкольник. Развивать творчество детей можно.

Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского.

План самообразования «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Программа саморазвития Тема «Влияние развития.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования» Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной.

Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи дошкольников Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» Мошковского района «Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 15:47
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никитина (УИ 1757868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД