Римма Шепилова
Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста.
План:
I. Музыка нужна детям.
II. Музыкальные способности ребенка.
III. С чего начинаются занятия вокалом.
IV. Методы и приемы работы с детьми.
Список используемой литературы:
I. Музыка нужна детям.
Публикация «Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…»В. А. Сухомлинский.
Современная наука признает непосредственное влияние музыки на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.
Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Поэтому, дошкольный возраст, как считают современные специалисты – самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Одним из интересных, доступных и любимых видов деятельности для детей всегда являлась певческая деятельность, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом”, а точнее свои голосом. Через пение ребенок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии.
II. Музыкальные способности.
«Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам. Но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» - Крылов А. А.
Специалисты выделяют три вида музыкальных способностей :
1. ладовое чувство – проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие
2. музыкально-слуховое представление – включает в себя память и воображение (проявляется в воспроизведении по слуху мелодии);
3. чувство ритма – представляет собой восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
III. С чего начинаются занятия вокалом.
Занятия по вокалу включают в себя упражнения для четкой дикции, точности интонирования, певческой установке, певческого дыхания.
Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки.
1. Как же добиться певческой установки? Корпус следует держать прямо и свободно, плечи расправить, голову держать прямо, шею не вытягивать и не напрягать, ноги поставить под прямым углом к полу с опорой на пятки, руки свободно положить между животом и коленями, нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги.
Чтобы принять правильное положение тела, нужно предложить детям встать, сутулиться, расслабить мышцы спины, плеч. Потом, как бы, приподнять тело (плечи, грудь) и откинуть его назад вниз. Кроме того, чтобы тело было при пении упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками («чтобы не было дырки в боку, как у ежика»).
2. Развиваем умение у ребенка правильно открывать рот, опуская нижнюю челюсть.
3. Развиваем умение плавного ведения звука.
Перед тем как начать петь песни с детьми, необходимо включить в занятие распевание. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапозон голоса, становится более точное интонирование. Очень важно, чтобы каждое упражнение было интересным по содержанию и игра могла увлечь ребенка. Так как именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения.
Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждает ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей.
4. На занятиях необходимо добиваться четкой ясной дикции, чтобы дети четко произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсть, гортань с голосовыми связками и зубы.
Артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый, у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть, вялые губы и малоподвижный язык.
Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребенка, готовят певческий аппарат к пению.
5. Для развития правильного воспроизведения звука огромное значение имеет правильная организация дыхания. Активный вдох, небольшая задержка дыхания и постепенное его расходование. Следим за тем, чтобы малыш пропевал всю фразу на одном дыхании.
IV. Методы и приемы работы с детьми.
Большое значение имеют методы и приемы работы с детьми в процессе певческой деятельности.
Игровой метод включает в себя игровые моменты, игровые ситуации, применение игрушек, элементов костюмов и воображаемой ситуации, музыкально- дидактических игр и пособий.
Наглядно-слуховой метод – исполнение вокальных произведений педагогм или использование записи
Словесный метод – это беседы, сообщения, пояснения, разъяснения педагога по разным проблемам. Используя выразительные средства искусства слова, музыкальный руководитель должен владеть художественной речью. В процессе занятий возможно применение таких важнейших образных средств как сравнение, слова- символы, метвфора. Например: спой медленно, как черепаха, голос звучит как колокольчик, звук мягкий как пушистый котенок.
Наглядно- зрительный метод - показ репродукции картин, использование наглядных материалов.
Список используемой литературы:
1. Каплунова И. Программа по муыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»- СПб. : Невская НОТА 2010
2. Венгер, Л. А. Педагогика способностей – М. : Москва,1973
3. Ветлугина, Н. Музыкальный букварь М. : Музыка 1989г.
4 Емельянов, Е. В Развитие голоса. Координация и тренинг / Е. В. Емельянов – 5 издание –СПб Изд. «Лань» 2007
5. Орлова Т. М. Бекина С. И. Учитие