Марина Храмова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 5 «Ромашка»
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Храмова Марина Валерьевна
воспитатель
Тема: «Развитие математических способностей у детей
дошкольного возраста через игровую деятельность»
2017 - 2020 учебный год
средняя группа
Этап работы над темой: подготовительный
Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 года
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020года
1. Введение.
Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты : "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.
Цель:
обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
3. Разработать перспективный план работы с детьми;
4. Оформить в группе уголок «Я считаю»;
5. Создать картотеку математических игр.
6. Создать кружок по математике «Затейники»
2. Реферативная часть.
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
3. Проектная часть.
№ Этапы работы Мероприятия Сроки проведения
1. Теоретический Изучение научно-методической литературы;
обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь2017 г. – май 2017 г.
2. Практический Разработка конспектов занятий с детьми сентябрь
2017 – 2018гг.
3. Оформление в группе уголка «Я считаю» октябрь 2018 г.
4. Создание картотеки математических игр ноябрь 2019 г.
5. Подготовка материала для кружка сентябрь 2018-
май 2019
6. Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» май 2019 г.
7. Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» декабрь 2019 г.
Выход темы:
• Проведение открытых занятий. Тема: «Шарик в гостях у ребят» (май 2019 г.)
• Оформление картотеки математических игр.
• Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у младших дошкольников».
• Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
• Отчет о проделанной работе за учебный год.
4. Заключение.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
5. Список литературы.
1. В. В. Васина, Праздник числа. М., 1991.
2. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;
3. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ СФЕРА, 2011.;
4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
5. Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников;
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М. : ТЦ СФЕРА, 2009.
6. Приложения.