Кристина Шамурзаева
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной, интересной и радостной. Во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и детям. Придумать для них интересное занятие, найти место для шутки, и научить детей тому, что знаю сама. Я стараюсь, чтобы каждый день, проведенный с детьми не был серым и будничным, не был похож на один другой, а запомнился чем-то и остановил у каждого в душе свой след: кто-то уносит с собой ласковое слово, другому запомнится, как из тетрадного листа делать лягушонка, а у третьего останется в сердце задушевная беседа или яркие, незабываемые впечатления от веселой игры.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
И каждый вечер я мысленно анализирую прошедший трудовой день, отмечаю, какие поставленные цели и задачи мне удалось выполнить, какие трудности возникли, какие я допустила ошибки, чтобы не повторить их снова.
Деятельность воспитателя – это не только творчество и общение с детьми. Это еще целенаправленный запланированный процесс, отвечающий программным требованиям.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Одна из главных целей программы – развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом учатся, быстрее запоминают материал, более уверенны в собственных силах.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие логического мышления дошкольников наиболее мере способствует изучение математики. Для математического стиля мышления характерно четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. При этом важное значение имеет обучение на занятиях, педагогическое руководство воспитателей и родителей. Необходимо создавать наиболее благоприятные условия и формы обучения, подбирать их в соответствии с возрастом. Анализ научных исследований педагогического опыта А. М. Леушиной, Н. И. Непомнящей, А. А. Столяр, убеждают в том, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игры бывают самые разные. В процессе игры ребенок живет, действует, он не ставит в игре каких –то иных целей, чем цель играть, но в ходе игры у ребенка развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В развивающих математических играх, незаметно для себя, дошкольники считают, складывают, решают разного рода логические задачи, формирующие различные логические операции. Детям интересно играть в развивающие игры, потому что они любят играть.
Вопросами развивающих игр занимаются многие современные педагоги – исследователи: З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, Н. Е. Панова. Во всех исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры. Игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, и именно развивающие игры помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску. Необычайная игровая ситуация, присущая развивающим играм, интересна детям. Достижения цели игры, интерес к конечному результату стимулирует активность детей.
В разделе «Первые шаги в математику» З. А. Михайловой занятия по формированию элементарных математических представлений, начиная с младших групп, строятся на организации игровых занятий с использованием различного игрового математического материала. Поэтому мною взята творческая тема «Влияние развивающих игр на развитие логического мышления у дошкольников». Я считаю эту тему очень важной и необходимой, так как именно в математическом развитии заложены огромные возможности для интеллектуального развития ребенка.
Применяю в своей работе развивающие игры авторов Е. Н. Пановой, А. А. Столяр, Э. Н. Петляковой, В. В. Воскобовича. В различных формах организации работы на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в развивающей среде группы, использую следующие игры:
1. Игры с блоками Дьенеша;
2. Игры с палочками Кюизенера;
3. Игры со счетными палочками;
4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных сюжетных изображений (танграмм, Пифагор, «вьетнамская игра», «Колумбово яйцо»;
5. Развивающие игры В. В. Воскобовича.
Педагогическая деятельность невозможна без постановки целей и задач.
Изучив методическую литературу по программе «Детство» и исследования современных авторов по вопросам развития логического мышления дошкольников были поставлены цели и задачи, изготовлены методические пособия, необходимый игровой материал, определены средства и способы их решения.
Мною разработан перспективный план внедрения развивающих игр с математическим содержанием для старшей и подготовительной группы. В нем предусмотрен принцип постоянного наращивания трудности в играх, закрепления и усложнения одной той же игры. Создана картотека развивающих игр, подобран консультативно- наглядный материал для педагогов и родителей.
В своей работе немаловажное значение отвожу взаимосвязи детского сада и семьи. Считаю, что необходимо объяснять родителям важность целенаправленного интеллектуального развития в семье. Подобрала информационный материал, чтобы ознакомить родителей с различными видами развивающих игр и упражнений, их назначением, методикой руководства. Благодаря материальной помощи родителей, родительский комитет группы приобрел комплекты игровых пособий: «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера», для подгрупповых занятий. Родители активно помогают мне в изготовлении раздаточного материала и различных пособий к занятиям и играм, активно участвуют во всех мероприятиях. Проведен математический КВН «Путешествие в страну математики», открытое занятия «Математика в сказках», «Шашечный турнир», оформлен уголок для письменных консультаций.
Большую роль в развитии обучения ребенка в детском саду играет
организация развивающей среды в группе. Такую среду я постаралась
создать в группе: помещение группы поделено на разнообразные центры
детской деятельности. Для умственного развития дошкольников имеется
«Уголок занимательной математики», где расположены различные игры:
блоки Дьенеша, «Униктуб», «Танграмм», палочки Кюизенера, мозаики,
пазлы и многие другие игры. Это позволяет детям проявлять
самостоятельность, инициативу в выборе игрового материала, и, в
свободное от занятий время. Играть индивидуально или совместно с
другими детьми. Богатое разнообразие развивающих игр способствует
развитию интереса к математической деятельности. У детей
воспитывается интереса к математической деятельности. У детей
воспитывается потребность занимать свое свободное время не только
развлекательным, но и требующим умственного напряжения и
интеллектуального усилия играми.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в группе направленно на поддержание у детей развивающим играм. Детям предлагаются игры с учетом индивидуальных особенностей. Стараюсь заинтересовать малоактивных детей игрой, помочь освоить ее. Когда ребенок решит задачу, составит интересный силуэт, он видит свои успехи и стремится к новым достижениям.
На подгрупповых занятиях по ФЭМП продумываю содержание развивающих игр. Для поддержания интереса детей к занятиям, стараюсь разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, организовываю работу с учетом трех уровней развития логического мышления детей (низкий, средний, высокий). Для выявления уровня развития логического мышления, основывалась на программу воспитания и обучения детей «Детство».
Результаты диагностических данных показывают, что систематические и регулярные занятия с использованием развивающих игр, приводит к повышению уровня развития логического мышления у детей.