Асель Харитонова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;
в-третьих, развивать творческий потенциал у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Таким образом, данное направление своей работы считаю актуальным, так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления.
Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких, творчески активных людей, и должны воспитывать современные педагоги, а рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей детей.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Для каждого возраста есть разные варианты приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
1. Рисование пальчиками
Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов, а начинать можно с двух лет. Дети рисуют с большим удовольствием.
Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.
2. Рисование ладошкой
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
3. Оттиск печатками
Применяется с трех лет. В процессе работы в данной технике рисования ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
4. Оттиск поролоном
Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепляют их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем можно предложить сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
5. Оттиск смятой бумагой
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
6. Отпечатки листьев
Данную технику рисования начинают применять с пятилетнего возраста. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
7. Тычок жесткой полусухой кистью
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
8. Тампонирование ватными палочками, карандашом (или точечный рисунок)
Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками: ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
9. Восковые мелки (свеча) + акварель
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.
10. Метод монотипии
Вообще монотипия – это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисунок наносится краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге. Но также можно и обойтись без целлофана: на одном листе бумаги рисуется рисунок и пока краска не высохла, рисунок переворачивают на другой лист бумаги, получается два изображения. Еще один вариант данного метода рисования заключается в следующем: лист бумаги сгибают пополам, на одну половину листа наносится рисунок, потом его накрывают второй половиной листа, получается изображение. Данный способ можно использовать при рисовании симметричных предметов.
11. Кляксография обычная
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Можно спросить у детей : "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, переходят к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
12. Кляксография с трубочкой
На лист бумаги наносится клякса, а затем при помощи трубочки краску раздувают в разные стороны. Таким образом можно изображать деревья (ветки, пауков и др.
13. Метод ниткографии
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: бумага складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри листа бумаги (картона). Следует затем поводить внутри листа бумаги этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть лист. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
14. Набрызг
Это очень непростая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления используется зубная щетка или стека. Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособия А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• сформировать у детей технические навыки рисования;
• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
• научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
• развивать воображение и творческие способности детей;
• обогащать и расширять художественный опыт детей;
• побуждать ребенка экспериментировать;
• поощрять и поддерживать творческие находки;
• развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;
• воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
• способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Важную роль в развитии ребёнка, конечно же, играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать всем, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Поэтому уголок изобразительной деятельности можно обогатить всем, чем угодно: сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д., а гуляя с детьми на прогулке, можно обратить их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета, дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем можно использовать два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее можно приступить учить рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»).
Также с удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.
Далее в работе по обучению детей нетрадиционной технике рисования использовался метод нанесения изображения тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дальнейшая моя работа по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет продолжаться на данной группе в течение года, а также на следующих возрастных этапах детей, знакомя их уже с новыми техниками рисования, соответствующие их возрастным особенностям.
Творческий процесс – это настоящее чудо. В процессе работы дети раскрывают свои уникальные способности, а нетрадиционные техники рисования доставляет им радость. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.