Юлия Бондаренко
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
МБДОУ Д/С № 5
Воспитатель
Бондаренко
Юлия
Анатольевна
г. Челябинск
2018
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Великая книга природы написана
математическими символами.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Галилей
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:
1) «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»
2) «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, может преобразовывать способы решения задач (проблем)»
3) «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».
Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Формы работы
Формы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разнообразны, их использование зависит от конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т. д. : организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.
Методы обучения
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения:
1) практические,
2) наглядные,
3) словесные,
4) игровые.
При выборе метода учитывается ряд факторов:
1) программные задачи, решаемые на данном этапе;
2) возрастные и индивидуальные особенности детей;
3) наличие необходимых дидактических средств и т. д. ;
Методы предполагают организацию упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.
Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.
Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.
Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах : в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
На занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство, кроме того обязательно использование оздоровительных технологий, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает.
Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение) кроме этого дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с материалом.
Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений :
1) комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
2) оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
3) методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
4) сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
5) учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Взаимодействие с родителями
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
В детском саду рекомендовано использовать следующие формы работы с родителями детей :
1) Консультации;
2) Оформление папок – передвижек;
3) Проведение открытых математических уроков;
4) Мастер – классы с использованием логически – математических игр.
Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике, позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.