Аделина Саетгареева
Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа на тему: «Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»».
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный, психолого-просветительский.
Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.
Срок реализации проекта: 4 месяцев.
Публикация «Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста „Смелые ребята“» размещена в разделах
База внедрения проекта: старшая и подготовительная к школе группы Детский сад «Петушок»
Возраст дошкольников : 5-7 лет.
Проект разработала: педагог-психолог Саетгареева Аделина Рашитовна.
Актуальность проекта.
Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Тема моего проекта работы выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании.
Цель: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.
Объект: дети старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.
Задачи:
1. Воспитание уверенности в себе;
2. Снижение эмоционального напряжения;
3. Помощь в снятии страхов;
4. Помощь в преодолении негативных переживаний.
Принципы реализации проекта:
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
Сочетание научности и доступности материала;
Наглядность обучения;
Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Принцип от близкого к далекому;
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:
1. Психологическое просвещение родителей;
2. Психологическое просвещение педагогов;
3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.
Основные формы, средства и методы реализации:
Форма организации – групповая
Форма проведения – игровая
Этюды, дискуссии, беседы, чтение психотерапевтических сказок, импровизации, тематическое рисование, упражнения (творческого и подражательного характера, игры с правилами, творческие игры, чтение художественных произведений.
Технологии и методики, используемые в работе проекта: сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия, релаксация, концентрация, функциональная музыка.
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.
Планируемые результаты проекта:
Дети: снижение уровня тревожности, снижение количество страхов, повышение уверенности в себе.
Педагоги:
Повышение знаний по данному направлению: создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями, вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Родители: появление интереса к данному вопросу, активное участие в воспитательно-образовательном процессе, повышение компетенции родителей по вопросам работы с тревожными детьми.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- индивидуальные консультации
- анкетирование, тестирование родителей "Тревожен ли ваш ребенок?", «Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша».
- оформление консультации в виде стендовой информации в уголках психолога:
- "Признаки и причины возникновения тревожности",
- Памятка для родителей: "Рецепты избавления от гнева",
- Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации родителям тревожных детей,
- "Совместные игры родителей с детьми для устранения страхов",
Выступление на собрании: "Если ваш ребенок испытывает страхи"
В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и педагогов в коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Такая совместная работа расширила понимание тревожного ребенка взрослыми. Выработались навыки взаимодействия с тревожными детьми.
При работе с педагогами использовались такие формы работы как:
Индивидуальные консультации, групповые консультации:
- " О специфике взаимодействия с тревожными детьми: как помочь тревожному ребенку, как играть с тревожными детьми"
- "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Овладение языком "Я-высказывания" ("Я-сообщения")"
- Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
Заключение
Подводя итоги работы по реализации проекта «Смелые ребята», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей и с воспитателями. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.
Сравнение полученных результатов с вводной диагностикой и с итоговой диагностикой показывает, что в ходе реализации проекта наблюдается у детей снижение беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках или на занятии и т. д. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях со взрослыми и со сверстниками. Снизился уровень тревожности и уменьшилось количество страхов.
Полученные положительные результаты позволяют говорить об успешном достижении целей и задач проекта.
Список литературы
1. Костина Л. М. "Игровая терапия с тревожными детьми" Санкт-Петербург: "Речь", 2005
2. Арефьева Т. А., Галкина "Преодоление страхов у детей" Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005
3. Вологодина Н. Г. "Детские страхи днем и ночью", Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная прогамма - Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2005
5. Катаева Л. И. "Работа психолога с застенчивыми детьми", - Москва