Светлана Сиротина
Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая внимание дошкольников, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, установили, что этот возраст имеет решающее значение для развития внимания, а условия жизни и воспитания являются определяющим фактором этого развития. Ученые указывают на особенности развития внимания в дошкольном возрасте :
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
Публикация «Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
Психолого-педагогические условия
развития внимания и его свойств
Во всякой предметной деятельности внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания. Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, данному Черемошкиной Л. В., который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям:
Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности, необходимо:
а) Развивать все его познавательные способности:
мышление: учить устанавливать причинно-следственные связи;
память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
восприятие: учить быстро и точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);
представление: учить оперировать вторичными образами, т. е. образами без наглядной основы;
воображение: учить создавать новые образы на базе известных.
б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:
- быстро переключаться с одного предмета на другой.
Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
- успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой.
Известный основатель экспериментальной психологии В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
- развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности: в настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.
Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
- совершенствовать объем внимания, т. е. увеличивать количество предметов, осознаваемых одновременно. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания детей.
Существует ряд факторов и условий, которые влияют на устойчивость и объем, распределяемость, концентрацию и переключаемость внимания.
Л. В. Черемошкина указывает на условия развития эффективного внимания : наличие осознанной личностью цели деятельности; наличие плана деятельности; умение самостоятельно принимать решения; умение контролировать свои действия; умение оценивать свои действия; умение предугадывать возможные результаты; умение быстро и точно ориентироваться в окружающем мире - наблюдательность; наличие желания выполнять то или иное действие.
А также на условия, мешающие развитию эффективного внимания :
1. Незнание эталонов, образцов, ориентиров, правил выполнения того или иного действия. Это приводит к сужению объема внимания, ухудшению способностей переключать и распределять внимание, т. к. субъект не знает, на основании чего контролировать себя.
2. Утомление - состояние сниженной работоспособности. Оно является следствием естественного истощения сил в результате интенсивной и продолжительной работы. По виду нагрузок выделяют физическое (мышечное, умственное, сенсорное (например, зрительное или слуховое, двигательное и некоторые другие виды утомления. Учебная деятельность способствует развитию всех видов утомления. Симптомы: раздражительность, нервозность, апатичность. Способ борьбы - отдых. По исследованиям А. А. Люблинской, дети трех-четырех лет могут быть внимательными к одному предмету (или действию, картинке) в течение 6-8 минут; у детей средней группы внимание устойчиво 8-12 минут, у более старших оно сохраняется 20-25 минут. После короткого отдыха шести-семилетние дети снова могут сосредоточиться на своей работе, но уже на более короткое время.
3. Монотония. Это состояние развивается вследствие однообразной или неинтересной деятельности, частого повторения скучных действий. Для состояния монотонии характерно "отключение" внимания, и действия осуществляются неосознанно.
Способ борьбы с монотонией: физиологи отмечают, что преждевременное утомление при монотонности развивается быстрее в шумном помещении, или, наоборот, если в нем тихо и почти пустынно. Совершенно противопоказаны гладкие белые стены в группе без рисунков и украшений; абсолютно неприемлемы матовые стекла в окнах. В таких помещениях дети устают не только быстрее, но и хуже усваивают предмет.
Способы уменьшения утомления от монотонности требуют:
- замены слуховой информации на зрительную и наоборот;
- изменение на короткое время темпа работы;
- наличия творческих заданий с установкой: "Придумай", "Создай новое", "Сотвори";
- создания ситуации ответственного отношения к результату. Всем педагогам известно, что ничто так не взрослит ребенка, как переживание ответственности за кого-либо или что-либо.
4. Стрессы. Стресс - это общая для различных ситуаций приспособительная реакция на воздействие экстремального фактора. Психологический стресс могут вызвать неожиданные изменения задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени и т. д.
5. Сильные эмоции разрушают процессы сосредоточения сознания, внимание становится неустойчивым, уменьшается, объем внимания, субъект не способен сконцентрироваться, погрузиться в задачу.
Для нормализации процессов внимания, необходимо дать возможность человеку пережить эмоции, сделать данное переживание менее актуальным: выговориться, поплакать, найти более драматичную ситуацию в окружающей жизни (при отрицательных эмоциях); при очень сильных положительных эмоциях лучшее средство: занять ребенка физической деятельностью, например, попросить его помощи и т. д.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. При этом главным средством его организации, по мнению А. А. Люблинской, является речь. В частности, детям становятся доступны задания, требующие проявления произвольного внимания. Например, «Вам барыня прислала наряд». Перед началом игры объясняется, что дети могут отвечать на вопросы взрослого как угодно, но нельзя называть запрещенный цвет, например, белый. Затем задаются вопросы, в том числе и провоцирующего характера: «Какого цвета снег?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответа, чтобы выполнить правило игры. В случаях затруднения, детям предлагается помощь.
Итак, А. А. Люблинская считает, что главное средство развития произвольного внимания – это речь. Она же напоминает, что продолжительность сосредоточения внимания зависит от интереса. Если детям интересно, то они внимательны, а если нет, то никакие упреки, замечания и призывы не помогут. Однако при развитии произвольного внимания основным условием является активная умственная работа.
Российский психолог, И. В. Страхов указывает такие общепсихологические принципы построения занятия, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, как содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого педагога излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность деятельности.
Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие.
Трудности сосредоточения произвольного внимания при отсутствии организованных практических действий отчетливо заметны, например, в процессе длительного пассивного слушания.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание.
Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Организуя внимание детей, педагог должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному предмету, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
Библиография.
1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М. 1995
2. Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психики// Собр. Соч. М., 1983 гл. 9 т. 3
3. Немов Р. С. Психология Книга 1 – Просвещение М., 1995
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е. И. Рогов – М. ,1998
5. Подольский А. И., Дашкевич, О. В. Дошкольная психология – М. ,1997
6. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Г. Психология – Ростов-на-Дону, 2000
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология – М. ,1999
8. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997