Олеся Куприянова
Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Куприянова
Олеся Николаевна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168»,
ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ИЗ ВСЕХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций.
Обширные области исследования, посвящённые детским страху и
тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций.
Публикация «Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Страх и детская тревожность
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку.
Страхи - это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия. У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей, или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка - повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.
Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода. Т. к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний (А. И. Захаров). Ребенок первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактнологическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура, детские страхи становятся социальноопосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).
Понять испытывает ли Ваш ребенок какие-нибудь страхи не сложно. При-смотритесь внимательно к нему, если перечисленные ниже признаки можно отнести к нему, то скорее всего боязнь чего-то или кого-то присутствует.
- Напряженность и беспокойство в поведении;
- Избегание источника угрозы;
- Положительный ответ на вопрос о наличии страха (или опасения по поводу вероятности какого-либо события).
Но стоит знать и помнить, что не все детские страхи, замеченные в поведении ребенка взрослыми, признаются детьми (когда они есть на самом деле).
И, как показывает практика и наука, не во все существующие страхи у детей верят взрослые! И это самое плачевное, т. к. игнорирование детской боязни не приведет к рассеиванию страха, а только к его усилению и окончательному формированию со временем в большинстве случаев. Вспомните дорогие взрослые, было ли так в Вашем детстве, когда Вы рассказывая о чем-то, что пугает Вас, например Баба Яга, получали в ответ раскатистый смех отца и слова: «Ты уже такой/такая большой (ая) мальчик/девочка, а все еще боишься какую-то Бабу Ягу. Не стыдно тебе?». Нет! Не стыдно, а страшно и тревожно, что папа (мама) не понимают, а высмеивают, делая ставку на возраст, будто взрослость показатель отсутствия страхов. Ну и пусть Баба-Яга сказочный персонаж, но ведь многие наши страхи, взрослые страхи, тоже не всегда имеют под собой реальную основу!
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем особенностями ребенка, и во многом носят преходящий характер. Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют свое отношение к детским проблемам.
Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.
1. Не пугайте ребенка сами. Даже в шутку. Даже «Бабайкой»! Малыш может воспринять все слишком эмоционально и испугаться намного сильнее, чем вы рассчитывали.
2. Обо всем говорите с детьми. Всю информацию о мире ребенок получает от родителей. Если вы объясните малышу, что бояться не стоит, ему будет гораздо спокойней.
3. Сочиняйте сказки о страхах. Если малыш чего - то боится, нужно рассказать ему об этом в понятной и нестрашной форме. Лучше всего - в смешной.
4. Нарисуйте страх. Попросите ребенка нарисовать свой страх и рассказать о нем. Вместе вы сможете подумать. Как превратить картинку в нестрашную. А еще нарисованный страх можно уничтожить - это развеселит вас обоих!
После этого расскажите малышу на понятном ему языке, почему его опасения напрасны, если необходимо, подкрепите свои слова рисунками. После того, как вы убедитесь, что ребёнок вас понял, вы можете устроить «ритуальное сожжение» негативных рисунков.
Имейте в виду, что одного такого сеанса для избавления ребёнка от страха не достаточно. Вполне возможно, что вам для достижения успеха понадобится как минимум две недели. Подобные сеансы должны проводиться регулярно, так как побороть детский страх возможно только при систематических занятиях.
Как правило, подобные рисунки помогают побороть страхи, которые возникают в результате игры богатого детского воображения, то есть вымышленные им, а не происходившие в реальности. Немного реже рисование помогает освободить ребёнка от страхов, причиной которых стало какое - либо реальное событие, например, укус собаки или падение с высоты. Однако подобное средство недопустимо применять в том случае, если с момента происшествия прошло совсем немного времени - это значительно усугубит ситуацию.
Профилактика детских страхов - это правильное поведение родителей. Не нужно заставлять малыша «привыкать» к своему страху (например, запирать одного в комнате, если он боится темноты или одиночества). Обсудите с ним его страхи, постоянно убеждайте, что он в безопасности, не относитесь к его боязни как к глупости или капризам. Помните, что детская психика очень хрупка, а вы отвечаете за счастье и здоровье своего ребенка.
Искореняйте детские страхи, не доводите ребенка до невроза и ваши детки будут самыми счастливыми!
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! //Дошкольное воспитание. -1994. - №9.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоции : пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004.
3. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону: 1997.
4. Котова Е. О профилактике детской тревожности //Ребёнок в детском саду. - 2003. - №°5.
5. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М. : Издат. дом. «Искатель», 1997.
6. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валерии СПД, М. : ТЦ Сфера, 2002.
http'//inet21. cotn/pub lish ing/on lain-konf_stati-1/