Ирина Евгеньевна Париева
Развитие учебной мотивации в экспериментальной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В феврале этого года в городе Таганроге проходила международная научно-практическая конференция по теме "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
На этой конференции был представлен доклад на тему:
«Развитие учебной мотивации в экспериментальной деятельности старших дошкольников».
Слайд №1.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Развитие учебной мотивации в экспериментальной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
(Глава 7. Статья 64 «Дошкольное образование») рассматривается проблема развития у детей старшего дошкольного возраста навыков учебной деятельности.
Цитирую:
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…
… Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования…»
Таким образом, создаются условия успешного обучения в школе, и предлагается принцип развивающего образования, предполагающий познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, развитие «…интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.»
В дошкольном возрасте нужно развить те качества и сформировать такие умения и навыки, которые бы помогли выпускнику дошкольных учреждений легко включиться в образовательный процесс в начальной школе.
Слайд №2.
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи, возникшие при переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так, одним из важных механизмов требований стандарта являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», является - развитие познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование».
В целевых ориентирах к выпускнику детского сада выделены следующие личностные качества:
«Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Проанализировав показатели развития детей за прошлые годы, пришла к выводу о необходимости создания таких условий, которые бы, в наибольшей степени, удовлетворяли присущую детям любознательность, где могли бы они себя почувствовать первооткрывателями, исследователями, что способствовало бы формированию исследовательской деятельности.
При этом взрослый равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Все эти аспекты в наибольшей степени способствовали бы развитию у детей предпосылок универсальных учебных действий, которые бы помогли им в будущем активно включиться в образовательный процесс начальной школы.
Слайд №3.
Для того, чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации, педагогу необходимо знать, что такое мотив, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И. В. Дубровина, Е. И. Захарова и др.) В современной отечественной и зарубежной психологии немало работ, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников к различным видам деятельности. Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учё ные отмечают: широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения (Л. И. Божович, М. В. Матюхина, и др., личностный мотив (А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др., мотив достижения (Д. Аткинсон, X. Хекхаузен и др., поощрение и признание взрослого (И. М. Матюшина, А. И. Голубева и др., игровой мотив (З. И. Мануйленко, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др., соревновательный мотив (С. Е. Кулачковская, B.C. Мухина и др., мотивацию к обучению (М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, Л. С. Славина и др.).
Проблема развития мотивации широко представлена в таких авторских программах обучения, как:
- Программа «Здоровый дошкольник». Автор Змановский Юрий Филиппович;
- Система развивающего– обучения Эльконина Д. Б., Давыдова В. В., базирующаяся на исследованиях психологов Гальперина В. Я., Выготского М. С., Леонтьева М. Н и раскрывающая особенности мотивации к учению, развитие мотивационной сферы.
-Авторская программа "Школа 2000. " Людмилы Георгиевны Петерсон: методика этой программы дает детям главное - мотивацию. Программа изучения математики построена по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что в современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка.
Слайд №4.
Учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться.
Встаёт вопрос. Какую технологию, практическую деятельность выбрать, чтобы она непременно включалась в игровую форму активности детей?
Исходя из реальностей сегодняшнего дня этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая.
Теоретической базой данного исследования являются исследования академика Н. Н Поддьякова, который в качестве основного вида исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Она является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Н. Н Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников :
- первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит ее цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
- второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. И ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.
Слайд № 5
Экспериментальное исследование дошкольника неизбежно включает следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита.
Таким образом, можно сделать вывод,
что экспериментирование, организованное поэтапно дает детям возможность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
Слайд №6.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и тем самым способствует развитию у детей мотивации к учебной деятельности.
Экспериментальная деятельность формирует у детей способность к следующим действиям:
целеполагание - ребенок самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, строит гипотезы;
планирование – ребенок самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
Реализация– ребёнок помнит о цели работы на протяжении всей деятельности; в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности.
Рефлексия – формулирует в речи доводы: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи; делает выводы.
Все эти показатели являются механизмами развития исследовательской активности дошкольников и одновременно являются составляющими компонентов универсальных учебных действий. Таким образом, мы можем заявлять о том, что, занимаясь, с дошкольниками экспериментальной деятельностью, мы не только формируем механизмы исследовательской активности, но и тем самым создаем условия для успешного развития мотивов учения будущего школьника.
Слайд №7.
Основываясь на анализе системы работы, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей, были определены формы осуществления данной работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты). На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. Так были проведены НОД на тему «Земля – наш общий дом», викторины по знанию экологических знаков, были реализованы проекты «Выращивание кристаллов», «Воздух», «Вода-волшебница».
2. Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником (наблюдения, труд, художественное творчество). В совместной деятельности дети закрепляли полученные ранее знания и представления и фиксировали результат.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования). В процессе самостоятельной деятельности можно учить детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? Для этого организовала в группе уголок экспериментальной деятельности с разнообразным материалом.
4. Совместная работа с родителями (консультативная работа для родителей по реализации экспериментальной деятельности в группе и ее важности для общего развития детей на этапе подготовки к школе; совместное участие в различных исследовательских проектах, мастер-классах).
Слайд №8.
Обращаю ваше внимание на модель организации экспериментальной деятельности с детьми, которая может быть представлена следующим образом:
- Делай как я;
- Я делаю, ты помогаешь;
- Ты делаешь, я помогаю;
- Каждый делает свое дело.
Слайд №9.
С учетом ФГОС ДО, для реализации всего объема работы в нашей группе была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В группе вместе с детьми и родителями оборудовали уголок для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей.
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
- компонент дидактический (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов);
- компонент оборудования ( приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы,
компас, магниты; портновский метр, линейки, треугольник т. д
- компонент стимулирующий (- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
С некоторой периодичностью организовываем выставки коллекций, создаем мини-музей (тематика различна, например, «Минералы», «Часы бывают разные»).
Стараемся вести фиксацию детского экспериментирования с помощью дневников; картотеки опытов; схем; личных блокнотов детей; карточек -подсказок.
Исследовательский центр по мере возможности обновляется и пополняется.
Можно сделать вывод:
грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Слайд №10.
Уважаемые коллеги! Обращаю Ваше внимание, на то, что моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям с применением дидактических, словесных, сюжетно – ролевых игр, которые помогают детям без умственного напряжения узнавать новое, развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.
Технологическая карта исследовательского проекта:
Работа над любым проектом начинается с определения цели, задач, актуальности проекта, выдвижения проблемы и гипотезы. С указанием типа проекта, участников проекта, длительности реализации проекта и ожидаемых результатов.
Выделение этапов работы над проектом:
Подготовительный этап работы над проектом: составление плана, подбор материала и оборудования, создание развивающей среды и пр.
Основной этап: Наблюдения, целевые прогулки, беседы.
Чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы
Подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе
Просмотр видеосюжетов
Экспериментально-исследовательская деятельность
Дидактические, интеллектуальные, деловые, сюжетно-ролевые игры
Тематические занятия. Игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа.
Мероприятия по работе с родителями:
Консультации для родителей.
Оформление портфолио «Опыты с ребенком дома».
Привлечение родителей к изготовлению поделок для мини музея.
Заключительный этап:
Творческая презентация с участием детей.
Итоговое занятие.
Выставка рисунков.
Слайд №11.
Таким образом, можно сделать вывод:
исследовательские методы обучения являются средством развития познавательной активности дошкольников, их систематическое использование способствует воспитанию инициативного, любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, с хорошо развитыми интеллектуальными способностями, универсальные учебные действия которого говорят о готовности к переходу в школу.