Папки-передвижки

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности (1 фото)

Юлия Ландышева
Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Темочки:

1. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

2. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.

Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и познавательной активности на ступени дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности дошкольников и недостаточной разработкой методических основ процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательной активности дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

3. В целях систематизации развивающей работы по рассматриваемой проблеме разработан перспективный план работы с детьми и родителями по организации деятельности для всех возрастных групп, который может быть использован другими педагогами в своей работе.

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

4. В группе создан центр экспериментирования «Юные Почемучки», который содержит необходимые материалы, оборудование и специальные схемы-алгоритмы для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментов.

5. Все это отражено в паспорте «Оснащение экспериментального уголка Юные Почемучки». Также был разработан дидактический материал по темам «Что такое снег?», «Песок», «Звукотерапия».

6. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, вошедших в перспективное планирование, их описание было систематизировано в картотеку собраны специальные схемы-алгоритмы для проведения детьми опытов самостоятельно.

7. Также была разработана модель обучения детей организации экспериментирования :

1. Мотивационный этап (мотивация деятельности) – это создание пространственной предметно-развивающей среды, создание проблемных ситуаций, интриг, сюрпризных моментов, планирование эксперимента;

2. Целевой этап (постановка проблемы) - формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, самостоятельное планирование и реализация эксперимента;

3. Проектировочный этап (осуществление эксперимента) – организация исследовательской деятельности;

4. Результативный этап - фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия.

8. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- Постановка проблемы;

- Поиск путей решения проблемы;

- Проверка гипотез, предположений;

- Обсуждение увиденных полученных результатов;

- Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

9. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

специально организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

свободная самостоятельная деятельность детей.

10. В процессе создания находится брошюра «Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста», где собран материал на все группы с 2-ой младшей до подготовительной.

11. В работе используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

1. Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

3. Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

12. Инновационные методы:

1. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

2. Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

13. Организованная образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе ООД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что включение детей в экспериментальную деятельность способствует :

более глубокому усвоению предметного содержания;

высокой способности к концентрированию знаний из разных областей;

развитию творческого мышления;

большому количеству идей, их глубине, оригинальности;

эмоциональной вовлеченности детей в экспериментальную деятельность, интересу к происходящему.

14. В экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Персональная выставка воспитанницы «Мое вдохновение»Персональная выставка воспитанницы «Мое вдохновение» Персональная выставка моей воспитанницы. «Я рисую ежика и ладошку тоже Я рисую листики и деревья тоже, Я рисую бабочку и вокруг…» Задача.

Мой квиллинг — моё вдохновениеМой квиллинг — моё вдохновение Квиллинг – старинная техника бумагокручения. Красочная, яркая, искусно расцвеченная бумага привлекает моё внимание своей фантазийной фактурой.

Фотоотчёт «Новогоднее вдохновение»Фотоотчёт «Новогоднее вдохновение» Новый год – праздник чудес и творения!Мы ждем чудес, мы верим в сказку, Мы дружим, любим, мы творим. В нашем детском саду стало доброй.

Фотоотчёт «Новогоднее вдохновение»Фотоотчёт «Новогоднее вдохновение» В этом году все мы с вами встречали Новый год. Украсить группу к Новогоднему празднику это дело ответственное и конечно очень приятное.

Фотоотчет «Осеннее вдохновение»Фотоотчет «Осеннее вдохновение» Разноцветный ветер Следом за летом осень идет, Желтые песни ей ветер поет. Красную под ноги стелет листву, Белой снежинкой летит в синеву.

Летнее вдохновение (фотоотчёт)Летнее вдохновение (фотоотчёт) ЛЕТНЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ Мы очень любим рисовать на ткани гуашью, сангиной, фломастерами восковыми мелками. Дети с удовольствием рисуют, участвуют.

Мини-проект «Осеннее вдохновение»Мини-проект «Осеннее вдохновение» Виды детской деятельности: Наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве. Дидактические.

Мы на фестивале (фотоотчет)Мы на фестивале (фотоотчет) Доброй традицией в нашем городе стало проведение ежегодного фестиваля «Вдохновение весны». Воспитанники нашего детского сада всегда с удовольствием.

Осеннее вдохновение (фотоотчет)Осеннее вдохновение (фотоотчет) Вот уже второй месяц осени на исходе. Как много всего интересного было! И наблюдение осенней природы, и работа на участке по уборке листвы,.

Семинар для педагогов «Аукцион педагогических идей» «Звуковая культура речи» Форма проведения: Деловая игра «Аукцион педагогических идей» Цель: Повышение творческой активности педагогов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
Опубликовано: 30 января 2016 в 14:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ландышева (УИ 405861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД