Юлия Ландышева
Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
1. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
2. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.
Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и познавательной активности на ступени дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности дошкольников и недостаточной разработкой методических основ процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательной активности дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
3. В целях систематизации развивающей работы по рассматриваемой проблеме разработан перспективный план работы с детьми и родителями по организации деятельности для всех возрастных групп, который может быть использован другими педагогами в своей работе.
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
4. В группе создан центр экспериментирования «Юные Почемучки», который содержит необходимые материалы, оборудование и специальные схемы-алгоритмы для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментов.
5. Все это отражено в паспорте «Оснащение экспериментального уголка Юные Почемучки». Также был разработан дидактический материал по темам «Что такое снег?», «Песок», «Звукотерапия».
6. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, вошедших в перспективное планирование, их описание было систематизировано в картотеку собраны специальные схемы-алгоритмы для проведения детьми опытов самостоятельно.
7. Также была разработана модель обучения детей организации экспериментирования :
1. Мотивационный этап (мотивация деятельности) – это создание пространственной предметно-развивающей среды, создание проблемных ситуаций, интриг, сюрпризных моментов, планирование эксперимента;
2. Целевой этап (постановка проблемы) - формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, самостоятельное планирование и реализация эксперимента;
3. Проектировочный этап (осуществление эксперимента) – организация исследовательской деятельности;
4. Результативный этап - фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия.
8. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
9. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
специально организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
свободная самостоятельная деятельность детей.
10. В процессе создания находится брошюра «Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста», где собран материал на все группы с 2-ой младшей до подготовительной.
11. В работе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
1. Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
3. Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
12. Инновационные методы:
1. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
2. Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
13. Организованная образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе ООД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что включение детей в экспериментальную деятельность способствует :
более глубокому усвоению предметного содержания;
высокой способности к концентрированию знаний из разных областей;
развитию творческого мышления;
большому количеству идей, их глубине, оригинальности;
эмоциональной вовлеченности детей в экспериментальную деятельность, интересу к происходящему.
14. В экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.