Юлия Ландышева
Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.
Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и познавательной активности на ступени дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности дошкольников и недостаточной разработкой методических основ процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательной активности дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
3. В целях систематизации развивающей работы по рассматриваемой проблеме разработан перспективный план работы с детьми и родителями по организации деятельности для всех возрастных групп, который может быть использован другими педагогами в своей работе.
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
4. В группе создан центр экспериментирования «Юные Почемучки», который содержит необходимые материалы, оборудование и специальные схемы-алгоритмы для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментов.
5. Все это отражено в паспорте «Оснащение экспериментального уголка Юные Почемучки». Также был разработан дидактический материал по темам «Что такое снег?», «Песок», «Звукотерапия».
6. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, вошедших в перспективное планирование, их описание было систематизировано в картотеку собраны специальные схемы-алгоритмы для проведения детьми опытов самостоятельно.
7. Также была разработана модель обучения детей организации экспериментирования :
1. Мотивационный этап (мотивация деятельности) – это создание пространственной предметно-развивающей среды, создание проблемных ситуаций, интриг, сюрпризных моментов, планирование эксперимента;
2. Целевой этап (постановка проблемы) - формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, самостоятельное планирование и реализация эксперимента;
3. Проектировочный этап (осуществление эксперимента) – организация исследовательской деятельности;
4. Результативный этап - фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия.
8. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
9. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
специально организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
свободная самостоятельная деятельность детей.
10. В процессе создания находится брошюра «Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста», где собран материал на все группы с 2-ой младшей до подготовительной.
11. В работе используются как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
1. Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
3. Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
12. Инновационные методы:
1. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
2. Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
13. Организованная образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе ООД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что включение детей в экспериментальную деятельность способствует :
более глубокому усвоению предметного содержания;
высокой способности к концентрированию знаний из разных областей;
развитию творческого мышления;
большому количеству идей, их глубине, оригинальности;
эмоциональной вовлеченности детей в экспериментальную деятельность, интересу к происходящему.
14. В экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.