наталья седова
Развитие мотивации дошкольников к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Отношения к книгам изменилось. Сегодняшний мир — иной. С появлением интернета поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Дело в том, что визуальная информация, она легче воспринимается. Человек, который смотрит на экран, он находится в пассивном состоянии, он не активен. Когда мы читаем текст, мы должны предпринять некоторое усилие над собой, приходится задействовать воображение, а это все-таки работа.
Публикация «Развитие мотивации дошкольников к чтению» размещена в разделах
Чтение – база интеллекта, это прежде всего активный процесс мозговой деятельности, а именно: развитие речи, логики, мышления, воображения и т. д., в том числе и получение информации. Главная функция чтения, по моему мнению, развитие грамотной письменной и устной речи. Могут ли другие способы получения информации формировать эти навыки?
Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержке. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком. Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам – читай дальше сам.
Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
Опыт и практика мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности.
У каждого ребёнка к тому моменту, когда он начинает читать, внутри уже накоплено много вопросов, обид и проблем. Поделиться тем, что у него в душе, он не может ни с кем, потому что:
- во первых, иногда, вопросы носят настолько расплывчатый характер, что их и высказать не возможно;
- во вторых, это его отдельный, внутренний мир, который он не всегда может доверить даже самым родным людям.
Читая, маленький человек знакомится с вариантами решения ситуаций, в которые попадал он сам, что помогает ему спланировать правильный путь действий, найти альтернативные решения.
Чем объёмнее «банк данных», полученный из книг, тем гибче и устойчивее к стрессам становится ребёнок, тем легче он решает свои проблемы, как внутренние, так и внешние.
Кроме решения насущных проблем книга готовит ребёнка и к будущему – у него формируется активная самостоятельная жизненная позиция, которая помогает решать проблемы в дальнейшем.
Книга показывает своему маленькому другу, что он не одинок и что он не первый человек, который сталкивается с подобной ситуацией.
Можно жить без книг, заменив их «информацией», можно жить без счастья, заменив его благополучием…но тогда у человека не сформируется то самое образование которое нельзя увидеть, но можно почувствовать: оно болит, когда вокруг горе; оно радуется и дыхание делает лёгким, когда хорошо; оно умеет предвидеть горе и счастье, умеет чувствовать, надеяться, мечтать. Это то, что отличает человека от всего прочего живого мира. Это – душа.