Евдокимова Наталья
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны.
2 слайд.
Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме: «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно – экспериментальной деятельности».
3 слайд.
Восточная мудрость гласит:
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай сделать мне самому – и я пойму»
Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Свою работу по данной теме я начала год назад, когда мои дети были первая младшая группа. Так как именно в два три года идет восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.
На первом этапе подбора и изучения литературы эта тема вызвала у меня огромный интерес. В процессе, как ребёнок, узнаешь что-то новое и интересное. Она полностью отвечает требованиям ФГОС, реализует целевые ориентиры образования в раннем возрасте. Уже непосредственно применяя элементы экспериментирования в образовательной деятельности я обратила внимание, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей она представляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
4 слайд.
В этом возрасте они доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную, практическую со взрослым деятельность. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками», они по своей природе исследователи. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это новое. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
5 слайд.
Говоря об актуальности, хочется отметить, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, активно проявляющей исследовательско - творческое отношение к миру.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.
6 слайд.
Для достижения наилучшего результата я поставила следующие задачи:
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность;
- активизировать и развивать познавательные способности детей;
- развивать психические процессы;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения;
- учить соблюдать технику безопасности в ходе проведения опытов и экспериментов.
7 слайд.
Свою опытно - экспериментальную работу с детьми строю с учё том принципов: развивающего обучения; научности; целостности; систематичности и последовательности; индивидуально - личностной ориентации воспитания; доступности; активного обучения; результативности.
8 слайд.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка в нашей группе, я создала мини – лабораторию «Почемучка» для качественной и продуктивной работы в данном направлении, она обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Содержание корректирую ежегодно с учётом комплектования группы и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
9 слайд.
Содержание опытно-экспериментальной работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса :
•непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с включением опытов по заданной теме;
•совместная деятельность педагога с детьми;
•свободная самостоятельная деятельность детей.
10 слайд.
Основное оборудование уголка экспериментирования: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
11 слайд.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.); материалы прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, мерные ложки и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываю следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность, соответствие возрасту и задачам работы.
12 слайд.
Каждый детский эксперимент имеет строго - определё нную структуру:
•постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
•целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
•выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
•проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
•анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
•формулирование выводов.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует всё. Я не тороплюсь с ответом, а стараюсь, чтобы дети нашли его самостоятельно.
13 слайд.
Для того чтобы заинтересовать малышей побудить в них творческую активность я предлагаю им различные игровые ситуации, организовываю непосредственную образовательную деятельность. Игры с элементами экспериментирования открывают широкие возможности для познавательного развития. Насыпая и пересыпая песок в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега и льда, малыши получают новые впечатления испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами разных веществ и предметов. Работа в уголке экспериментирования находит отражение в самостоятельной творческой деятельности детей. Так после проведения экспериментов дети отражают свои знания в рисунках по изучаемым темам. В конце учебного года для родителей и педагогов проводится открытая образовательная деятельность, где можно наблюдать как дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.
14 слайд.
Для поддержания интереса я практикую задания, в которых проблемная ситуация моделируется от лица сказочного героя. В местах экспериментирования «поселила» персонажи, помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата. Участвуя в процессе экспериментальной деятельности, ребёнок учится работать в коллективе, обмениваться информацией, планировать художественно - творческую деятельность, а также координировать свои действия.
15 слайд.
Неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие, в этом мне помогает опыт коллег, который презентуется на страницах интернет порталов и в методической литературе по данной теме.
1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование».
2. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
4. Н. Рыжова «Наш дом природа».
5. А. И. Иванова «детское экспериментирование-как метод обучения».
6. В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет».
7. Дошкольное воспитание №2, 2000 г., №11 2004г.
8. О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004.
10 Интернет порталы.
16 слайд.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.
Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.
Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Для повышения своего уровня профессионального мастерства и компетентности, а также расширения знаний детей об окружающем мире по данной теме я планирую работать ещё два года. В процессе своей работы планирую пополнить копилку игр опытов – экспериментов.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.