Лариса Мешкова
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство»
Концепция воспитателя
«Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности».
Выполнила: воспитатель I КК
Мешкова Лариса Анатольевна
поселок Шуберское - 2016
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.
Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Исходя из темы, передо мной были поставлены следующие
Цели: создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности, интеллигентно-творческого потенциала личности ребенка через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;
4. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;
5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.)
Условия для проведения опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Воспитание творческой личности в процессе опытно – экспериментальной деятельности возможно при наличии в ДОУ необходимых
Условий:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
5. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ:
• развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?»
• формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
• развитие доказательной речи дошкольников;
• приобщение детей к исследовательской деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.
Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
ТЕХНОЛОГИЯ деятельности
I этап (начальный) :
• изучение научно-методической литературы по данной теме,
• разрабатывание системы работы:
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) .
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность имеет немаловажное значение в развитии детской.
II этап (основной)
За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как во время совместной образовательной, так и в свободной самостоятельной деятельности.
III этап (заключительный)
В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос (анкетирование) среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
Исследование состояло из 3 этапов:
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;
2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;
3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
Таким образом, результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
а)повышение уровня развития любознательности;
б) развитие исследовательских умений и навыков детей;
в) речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы;
г) развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими;
д) систематизация и расширение представления детей о неживой природе
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности я пришла к выводу что опыт работы в данном направлении очень эффективен, и такой инновационный метод как экспериментированная деятельность детей мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых исследовательских умений и навыков.
Убеждена, что в поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, по новому взглянуть на проблему творческого экспериментирования, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.