Елена Близнюк
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд №2)Своё выступление хочу начать со слов Климента Аркадьевича Тимирязева, русского естествоиспытателя, учёного, изучавшего природу:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». Эти слова были написаны в начале прошлого века. Актуальны и на сегодняшний день.
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “ Экспериментирование”. В целевых ориентирах к выпускнику детского сада выделены следующие личностные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Наблюдая за своими воспитанниками, обратила внимание на то, что они часто самостоятельно экспериментируют с различными объектами окружающего мира, стремясь узнать что-то новое: дети разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, а иногда, бывает, что они пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Опасность такой “самостоятельности” в том, что дети не обладают необходимыми знаниями, жизненным опытом, основами безопасности. Поэтому я решила познакомить детей со свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, выбрав для своей работы детское экспериментирование. (слайд № 3)Это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется активность детей и получение новых знаний.
• Во время проведения экспериментов дети получают представления об изучаемых объектах,.
•У детей развивается память, активизируются их мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Во время экспериментов формируется самостоятельность,
•У детей развивается эмоциональная сфера, творческие способности, формируются навыки к трудовым действиям, укрепляется здоровье.
(слайд №4)Основной целью своей педагогической деятельности : является развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
*Учитывая положение стандарта о том, что развивающая предметно-пространственная среда является важным условием, организовала в группе мини-лабораторию. (Оснастила всем необходимым для экспериментальной деятельности : лабораторная посуда, простые приборы объекты неживой природы
(слайд №6). Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строила по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (преобразование предметов и явлений и др.)
(слайд №7). Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников реализовала в двух основных составляющих блоках образовательного процесса:
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В совместной исследовательской деятельности опиралась на следующий алгоритм действий, где партнерская позиция, я считаю, проявляется особым образом: (слайд №8)
1. Сначала ставила проблему и здесь есть два способа:
а) можно создать проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования, которая приводит к открытию каких-либо закономерностей.
б) либо проблема формируется самим ребенком. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел. Ответ на детское «почему».
После того как создана проблема мы с детьми ищем пути решения проблем, выдвигаем гипотезы:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания (эксперименты с воздухом «Воздух невидимка»).
- дети предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили ( опыты с водой: «Растворится или нет»).
Обсуждение увиденных полученных результатов проходило в форме круглого стола, детям разрешалось свободно перемещаться, для того, чтобы взять тот или иной материал или посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Выводы фиксировали графически. Старалась для закрепления материала использовать вещество, предмет неживой природы в изобразительной деятельности.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
(слайд №9). Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, художественно-продуктивной позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использовала, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Я хочу вам предложить небольшой эксперимент. У меня есть воздушный шар и гайка. Как вы думаете, что можно показать детям при помощи этих предметов.
(«Жужжащий шар».Опускаем гайку в шар, надуваем и крутим).
(слайд №10).При изучении свойств воздуха в дидактической игре «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. В одном из опытов дети познакомились с действием водолазного колокола, который использовали в старину, когда не было водолазных костюмов, мы опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду, наш водолаз, игрушка, оставалась сухой. Использовали воздух для рисования. Этот прием можно назвать и коррекционным: он тренирует навыки саморегуляции, контроля дыхания и психики, развивает мышление, фантазию и речь (поскольку ребенок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок). Приемы при рисовании можно комбинировать, дорисовывая детали или объекты кистью.
(слайд №11). Тема: «Песок». Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки, через ситечко легче просеять сухой песок, не мокрый. Рисование песком – изобразительная техника, способствующая точности и координации движения, гибкости рук, глазомера, воображения.
Решите проблемную ситуацию : как достать шар со дна стакана с песком?
(слайд №12). Статистическое электричество. В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством. (Демонстрация опыта) .Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой. При этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Сейчас я вам покажу опыт с овсяными хлопьями
(слайд №13). Работая над проектом «Еда без вреда», исследовали напиток «Кока Кола», вредный этот напиток или нет. Гипотеза подтвердилась. Напиток «Кока-Кола» - вреден для организма человека.
(слайд №14). Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объяснили родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Родители активно принимают участие в исследовательских проектах, оказывали помощь ребятам при поиске информации, а также при подготовке докладов на родительском собрании, в изготовлении газет об эксперименте, проведённого дома, написании мини книг о витаминах в проекте «Еда без вреда»
Обобщая опыт делилась результатами работы с воспитателями. Мною разработана памятка по экспериментальной деятельности, которую предлагаю вашему вниманию.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Хочу закончить словами Сухомлинского В. А, выдающего педагога, писателя «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".