Лучший педагог года

Развитие у детей представлений о круге, квадрате и треугольнике

елена брюханова
Развитие у детей представлений о круге, квадрате и треугольнике
▼ Скачать + Заказать документы

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений.

Публикация «Развитие у детей представлений о круге, квадрате и треугольнике» размещена в разделах

Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние.

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.

Форма – один из отличительных пространственных признаков любого предмета. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует и соотносит его с другими предметами. Каждый предмет имеет свою форму, в основе любого предмета можно обнаружить сходство с той или иной геометрической фигурой.

Геометрические фигуры используются как эталоны, измерители при определении формы предметов окружающей действительности.

В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно. На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами. На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.

Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала во второй младшей группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название

Первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.). На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры.

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Основные приемы работы в младшем дошкольном возрасте (ознакомление с кругом, квадратом, треугольником)

1. Предъявление геометрической фигуры с её называнием: это круг.

2. Многократное обведение контура геометрической фигуры пальцем в сопровождении слова, которое завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры.

3. Сравнение геометрических фигур между собой с выделением признаков их сходств и различий по цвету, размеру, наличию углов, сторон, вершин, их количеству, соотношению, направлению линий.

4.«Вырисовывание» контура геометрической фигуры в воздухе, на столе и т. п.

5.«Пробовательные» действия для выявления свойств геометрических фигур (прокатить, просунуть в отверстие).

6. Наложение моделей фигур друг на друга, их приложение сторонами.

7. Дидактические игры и упражнения.

I этап – 3-4 года

Цель: познакомить с понятием «круг», учить называть и различать круги по цвету и величине.

Знакомство начинается с предъявления двух кругов разного цвета и размера. Что это? Какого они цвета? Величины? Чем отличаются>? Чем похожи? Далее обвести пальцем по контуру, прорисовать, прокатить, наложить друг на друга и выполнить упражнения на закрепление: сложить картинку «Неваляшка», выложить «бусики» и т. п.

II этап – 3-4 года

Цель: дать представление о квадрате, научить различать и называть круг и квадрат, упражнять в обследовании этих фигур. Используем сюрпризное внесение круга и квадрата одного цвета, подобранных таким образом, чтобы круг вписывался в квадрат. Сначала рассматривается круг, называются его признаки. Затем предъявляется квадрат и называется : «Это квадрат». Дети сравнивают фигуры по цвету, размеру, форме, с углами и без углов, используя все обследовательские действия, Предлагаются упражнения на закрепление, различение и называние: «Дай такой же»; «Подбери колёса к поезду»; «Продолжи ряд»

Часто для повышения интереса и развития внимания используются стихотворные тексты, например:

Нет углов у меня, и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?

Колесо катилось. Вдруг

Ему навстречу вышел Круг :

«Ты, видать, моя родня,

Тоже круглый, как и я.

Сколько пальцем не веди,

Без углов выходим мы,

По дороге далеко

Нам катиться так легко»

Тут навстречу им квадрат :

«До чего ж друзьям я рад,

Покатился бы я с вами,

Да углы всегда мешали,

Их четыре у меня угловатых паренька,

Да четыре стороны все прямые, вот они.

И равны между собой, полюбуйся-ка любой.

Ну-ка пальцем проведи: есть преграды на пути.

Мне катиться не дано, зато ждет меня окно.

Нам дружить приятно, по всякому квадратно»

III этап – 3-4 года

Цель: познакомить с треугольником, выделяя его характерные особенности: продолжать учить сравнивать известные геометрические фигуры между собой. Используются те же приемы работы. Необходимо учесть, что треугольник дети сравнивают и с кругом, и с квадратом, -находя все признаки сходства и отличия. Кроме того, фигуры необходимо демонстрировать в разном пространственном положении для подведения к обобщению. Для закрепления предлагаются задания на группировку, выкладывание узоров, мозаики.

Подобрать и систематизировать игры и упражнения (не менее 5) для развития у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах в одной из возрастных групп. Подготовить материал, продумать методику проведения в учебной группе.

Дидактические игры по разделу «Геометрические фигуры»

Знание геометрических фигур можно закрепить в дидактических играх «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру -- на свое место», «Найди такой же узор», «Подумай сам», «Домино», «Что изменилось», «Кто больше увидит», «Лото», «Найди по описанию цветочный магазин», «Подбери по форме», «Посадим овощи», «Найди свой значок», «Овощной магазин», «Поручение» и др.

Игра «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит : «У кого есть круглые "предметы У каждого ребенка есть на карточках круглый предмет -- шар, пуговица, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре ведущий внимательно следит за правильным подбором геометрических фигур, их названием и учит находить такие фигуры в окружающей действительности.

Игра «У кого такая же фигура» (закрепление названий геометрических фигур, умение классифицировать их). Материал -- 40 карточек (размер карточки 8x6 см). На карточках нарисованы геометрические фигуры различных размеров и цвета, на каждую фигуру по 10 карточек. Кроме карточек, даны трафареты этих же форм в одном экземпляре. Карточки распределяются поровну между участниками игры. Ведущий берет себе трафареты, выбросив какой-нибудь из них (например, прямоугольник, и говорит: «Вот квадрат. У кого такая же фигура?» Дети ищут среди своих фигур квадраты и кладут их рядом с трафаретом. Выложенные карточки ведущий убирает. Затем он выбрасывает трафарет другой фигуры, и игра продолжается. По принципу этой игры можно организовать новую -- «Геометрическое лото».

Игра «Поручения». Геометрические фигуры разных размеров и цвета раскладываются в разных местах комнаты. Ведущий, очерчивая в воздухе ту или иную фигуру, предлагает ребятам принести такую же. Они молча, не называя фигуры, повторяют движения ведущего и отправляются на поиски. Каждый ребенок может принести не один экземпляр, а два-три той же фигуры, но разного цвета и размера.

Игра «Найди предмет такой же формы». Заготавливается серия картинок, изображающих предметы разной формы : круглые -- часы, колесо, монета; квадратные -- платочек, картинка; треугольные – косынка, дорожный знак, и т. п. Картинки помещаются в коробке с отделениями и покрываются карточками, на которых нарисованы геометрические фигуры. Все картинки распределяются между участниками игры. У ведущего карточки с геометрическими фигурами. Он кладет на стол карточку с изображением, например, круга и спрашивает : «У кого есть круглые предметы Каждый играющий ищет у себя на картинках круглые предметы и, если находит, кладет их под геометрической фигурой. Игра считается оконченной, когда не останется ни одной карточки.

Игра «Найди свою пару» детям раздаются геометрические фигуры и контуры этих фигур (все ребята стоят в две шеренги, повернувшись друг к другу). По сигналу ведущего участники игры, в руках которых одинаковые контурные и плоскостные фигуры, становятся парами друг за другом. Второй вариант. Детям раздаются карточки: на одних наклеена геометрическая фигура, а на других -- ее контур. Парные карточки ребята сразу откладывают, а потом тянут карточки друг у друга. Выигрывает тот, кто раньше других сбросит карточки.

Заключение

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов. - М. : Владос, 2004. - 400с.

2. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2005. – 112с.

3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1974. - 367 с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду: М. А Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

5. Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.

Публикации по теме:

Игра «Путешествие» на развитие пространственных представлений для детей с ЗПРИгра «Путешествие» на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР Игра на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР «ПУТЕШЕСТВИЕ». Указанный на фото образец имеет большой формат, который.

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста Бабушкин клубок Верёвка связывается в.

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Узор на круге»Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Узор на круге» Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Узор на круге». МБДОУ МО Детский сад №190 Воспитатель: Филимонова А. И г. Краснодар.

Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаРазвитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста изнь ускоряет свой темп с каждым годом, и с каждым годом новые технологии и разнообразные способы распространения информации охватывают.

Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста Программа группы «Непоседы» № 5 на 2017 – 2019 год (конец старшей группы – подготовительная к школе группа) «Развитие пространственных.

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованных представлений и игр-драматизаций Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Инженерно- техническая школа имени дважды Героя.

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано, что.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста «Путешествие капельки» Проект на тему «Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста» «Путешествие капельки». Подготовила и провела воспитатель:.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Развитие представлений о пространственных фигурах у детей 6–7 лет Аннотация: Статья посвящена проблеме развития пространственных представлений у старших дошкольников при использовании математического моделирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей представлений о круге, квадрате и треугольнике
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 07:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей представлений о круге, квадрате и треугольнике» (включая файлы) размещена пользователем елена брюханова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД