Айгуль Ишдавлетова
Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
изнь ускоряет свой темп с каждым годом, и с каждым годом новые технологии и разнообразные способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Человек, не сумевший адаптироваться, не готовый к постоянному потоку новой информации, просто не может найти себе место под солнцем. И наша задача заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации, не просто вложить в детские головы груз базовых знаний по общим дисциплинам, но пробудить исследовательский, познавательный интерес, постоянную тягу к новым знаниям. И это, на мой взгляд, первостепенная задача, важность которой нельзя переоценить.
Публикация «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
А как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Долгое время учёные и практики искали ответ на этот вопрос. И только во второй половине ХХ века ленинградский педагог-ученый Г. И. Щукина впервые рассмотрела проблему познавательного интереса с точки зрения педагогической науки и доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов.
Что же такое познавательный интерес? Познавательный интерес – это средство привлечения к обучению, средство активизации мышления, средство заставляющее переживать и увлечённо работать. А что можем сделать мы взрослые, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Вы как думаете? Разумеется, нужно сделать так, чтобы процесс обучения стал занимательным.
Не следует забывать ещё один общеизвестный факт. Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит? Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть. А игра ребёнка, вовсе не игра. Об этом ещё в эпоху Возрождения писал Мишель де Монтень. Он говорил «что правильнее смотреть на игры как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Здесь возникает противоречие: желание взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школьному обучению и желание детей играть.
Как же прийти к компромиссу? На самом деле всё достаточно просто: нужно организовать обучение и воспитание в игровой форме. Это тем более актуально сегодня, в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая выделяет приоритет игровой деятельности как основной на этапе дошкольного детства.
Именно поэтому я поставила перед собой цель: создать условия для развития познавательного интереса в процессе игровой деятельности. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
- Активизация познавательной самостоятельности и инициативы.
-Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей
- Освоение средств и способов познания (конструирование, моделирование, соотнесение, сравнения и т. д.)
Как вы думаете, где ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность? Безусловно, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость наполнения предметно – развивающей среды играми.
Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей – развивающие игры Воскобовича и Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание фигур силуэтов, универсальные пособия палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. И я конечно использую их в своей педагогической практике.
Но сегодня я хочу поделиться своей системой работы с логическими блоками Дьенеша.
Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.
Создатель этого «глубокого» методического пособия Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский автор прогрессивной методики обучения детей - «новая математика». Суть его подхода к изучению математики заключается в том, что математические знания дети получают играя. Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.
В дальнейшем я сама убедилась в том, что игры с логическими блоками развивают психические процессы, мыслительные операции и вызывают у детей живой интерес, способствующий повышению самостоятельной активности.
Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.
И так по порядку.
Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и башенки, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.
После самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям. Уже в самом начале блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно использовались в сюжетных играх как предметы заместители. Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам.
У детей моей группы очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют» картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём наложения, а старшим детям я предлагала придумать название своим картинам и организовать выставку.
Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами. С помощью таких игр дети научились классифицировать блоки по свойствам. При подготовке к таким играм, я первоначально сформировала у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии В младшей группе мы играли с одним обручем выделяя один признак, затем с двумя. В средней группе задание усложнялось тем, что обручи пересекались и ребята выделяли одновременно два свойства. И наконец, самые сложные задания для детей старшего возраста с тремя обручами и областями их пересечений– дети классифицировали блоки одновременно оперируя тремя свойствами. Конечно, в каждую игру я вводила героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагировали на проблемную ситуацию.
Ещё один вариант игр - игры с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе дети овладели возможностью давать определение разным блокам и самостоятельно кодировать информацию. В своих играх дети путешествовали на поезде, прежде расшифровав код билета. Составляли бланки заказы для игры в магазин. Строили города и транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижение результата.
В подготовительной группе я предлагала детям более сложные по содержанию игры - «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Код в сундуке», «Поиск затонувшего клада». Эти игры способствовали развитию логического мышления и вычислительной деятельности, умению расшифровывать закодированную информацию и действовать по алгоритму.
Много вариантов игр представлено в альбомах издательства «Корвет». А когда этих игр стало недостаточно, я построила по их принципу другие увлекательные игры.
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие эвристического мышления дало возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Это даёт надежду, что дети будут уверены в себе, смогут быстро адаптироваться в школе и будут успешно осваивать новую информацию.
Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На собраниях и консультациях рассказывала, как заинтересовать детей развивающими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могли использовать для досуга дома. Провела мастер-класс по использованию развивающих игр в совместной деятельности, подготовила буклеты и памятки для родителей. Такое содружество в работе принесло свои плоды: помогло закрепить знания детей и поддерживать стойкий познавательный интерес.
И в конце хочу всем пожелать: начните играть с детьми, и через короткое время вы всё поймете все сами!