Татьяна Костромина
Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа группы «Непоседы» № 5 на 2017 – 2019 год
(конец старшей группы – подготовительная к школе группа)
«Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешного развития. В раннем возрасте это связано с появлением чувства собственного тела, развитием движений, предметно – практической деятельности и зрительно – моторной координации. Поэтому особое внимание необходимо уделять играм, направленным на обогащение чувственного, двигательного опыта детей, опыта практической деятельности, формирование представлений о схеме собственного тела. Таких игр и видов детской деятельности достаточно много, но, как показывает опыт, часто они проводятся бессистемно, хотя развитие пространственных представлений подразумевает четкие этапы.
1-й этап. Формирование пространственных представлений – точка отсчета от себя: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
2-й этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).
3-й этап. Формирование умений детей определять словом положение свое или объекта по отношению к другим объектам.
4-й этап. Формирование пространственных отношений – точка отсчета от предмета, от другого человека.
5-й этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении (основных пространственных направлениях).
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. В непосредственно образовательной деятельности мы уточняем, упорядочиваем, расширяем и систематизируем детские представления.
Значение развития пространственных представлений у дошкольников :
• Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения
• Активизируется речь, увеличивается словарный запас
• Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы
• Расширяет кругозор
• Формируются навыки ориентировки на улице, дороге
• Ориентировка на листе бумаги формирует предпосылки к учебной деятельности
1-й этап:
Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, прогулки и др.)
- впереди – лицо, грудь, живот
- сзади – спина
- вверху – голова
- внизу – ноги
- руки – по бокам
Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем
внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки.)
- в какой руке держишь ложку?
- в какую руку взял хлеб?
- в какой руке держишь карандаш?
- какой рукой придерживаешь лист бумаги?
Правосторонние и левосторонние части тела (во время игр обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук) :
- левая нога там, где левая рука
- правая нога с той стороны, где правая рука
Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировки относительно себя.
Во 2 младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом во время НОД и вне ее даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».
В средней группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ» (Подними левую руку вверх; Взмахни флажком вправо, влево; Посмотри вниз, вверх.)
В опыте ребенка накапливаются представления о различном положении предметов относительно него.
2-й этап:
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
Во 2 младшей группе дети знакомятся с плоскостью (фланелеграф, плоскость стола, раздаточный материал на карточке). Начинают понимать, где у листа низ, где вверх: на листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
3-й этап:
Со 2-й младшей группы дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя.
В средней группе дети умеют фиксировать предметы на листе в нужном месте: (положи (или нарисуй) треугольник в левый верхний угол; справа от треугольника положи круг; справа от круга положи квадрат; где находится круг относительно квадрата и т. д.
4-й этап:
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь (лист состоит из двух
страниц, тетрадь состоит из листов).
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Воспитатель
рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на листе. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции. Как показывает практика, вначале дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка «нарисовать» квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Для этого используем готовые прописи.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой: продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму). Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы: «количество и счет», «величина», «форма».
5. Рисование фигур по точкам: поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь
другую точку. Соедини их. Получится горизонтальный отрезок. (аналогично – вертикальный, дети проводят линию от руки без линейки).
6. Графический диктант, отнесенный в силу своей специфики к заданиям
на развитие пространственной ориентировки, графических навыков, эффективно способствует развитию и внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки.
5-й этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении (основных пространственных направлениях). Умение «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах – схемах. Здесь мы используем мини – робот «Умная пчелка».
Чтобы ближе познакомиться с мини – роботом, мы изучили опыт работы Скотникова Олега Александровича, который работает по данной технологии уже некоторое время. Для начала взяли его авторскую дидактическую игру «Теремок», которая включает в себя все этапы пространственных представлений. Эта игра описана Скотниковым в его трудах. Отсюда, мы должны познакомить детей с роботом, который ходит вверх, вниз, вправо, влево. Чтобы робот заработал, ему необходима программа. Она пишется с помощью стрелок. Таким образом, мы подвели ребенка к моделированию пространства с помощью графического знака, т. е. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью стрелок. Начинать нужно буквально с двух ходов. Усложнение игровых задач идет за счет постепенного количества ходов робота.
Все эти задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную шашку, фишку и т. д. Следующая задача – подключать речь, причем, - громкую речь. Для этого все свои действия ребенок должен проговаривать. Так же он должен «читать» программы. Педагог организовывает действие: один ребенок читает программу, а остальные передвигают шашку по карте, причем повторяя команды вслух. Можно организовать работу в парах. Когда ребенок проговаривает свои действия выполняя движения, он фиксирует движения не только графическим знаком, но и словом, а это является очень важным моментом на данном этапе.
Следующий этап предполагает переход громкой речи во внутреннюю, без практических действий. Педагог берет на себя роль читающего программу, а дети «передвигаются» по карте без шашки, только взглядом. Количество ходов увеличивается постепенно.
Усложняется программа с появлением поворотов.
Ребенок учится записывать программу на листе бумаги с помощью стрелок, затем по своей программе запрограммировать мини – робота.
Для работы с мини – роботом «Умная пчелка» можно организовывать игры на логическое мышление, математические действия, обучение чтению, основы безопасности и многое другое.
• «Собери слово»
• «Прямой, обратный счет»
• «Соседи числа»
• «Дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие и т. д.)»
• «Собери все фигуры с тремя углами» и т. д.
В процессе выполнения таких игровых задач ребенок учится составлять простейшие линейные алгоритмы, что, в свою очередь, дисциплинирует ум, формирует системный подход и алгоритмическое мышление, которое является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и интересов.
Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Сформированность у ребенка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.