Эльмира Захарова
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано, что способ моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей умственного воспитания, в том числе и развития временных представлений дошкольников. Предложенная система работы повышает уровень знаний, умений и навыков, помогает справиться с трудностями, которые возникают у детей при формировании понятий о времени.
Публикация «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Ключевые слова: временные представления, дошкольники, технология моделирования, модели времени.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. П. Леушина, Е. И. Щербакова, Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая, Т. А. Мусейибова, Е. Н. Лебеденко и другие [2].
Реализация современных подходов в дошкольном образовании требует введения в практику дошкольной образовательной организации различных форм, методов, средств и технологий развития временных представлений у детей. Одним из приоритетных средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста в настоящее время является моделирование.
Модель – это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение [4].
В работе с детьми дошкольного возраста широко используются вещественные и графические модели временных эталонов. Например, графические модели (плоские и объемные) частей суток, недели, месяца и т. п., вещественные модели (макет недели, календарь, механические, песочные и электронные часы, календарь и т. п.).
В процессе ориентировки во времени дети знакомятся со следующими моделями : части суток, сутки, неделя, времена года, год, часы. Так, старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков, картинок-символов и т. д. [1]
Е. И. Щербакова и А. И. Фунтикова [4] четко сформулировали основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели. Потому что, с точки зрения Е. И. Щербаковой, плоскостное изображение временных эталонов – в виде замкнутых циклов – искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее.
Ею были созданы модели времени, позволяющие выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Эта – объемная модель времени в виде спирали. Так, модель «Дни недели» включала один виток спирали, состоящий из семи отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель «Времена года» отличалась от предыдущей плоскостной значительно большим размером и четырехцветным решением. Данные модели, по мнению Е. И. Щербаковой и А. И. Фунтиковой [4], помогут педагогам сформировать у детей представления о времени и их основных характеристиках, позволят детям заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.
Опираясь на данную модель «Дни недели», педагог предлагает детям вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой будет завтра. После чего педагог просит назвать три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети, которые испытывают трудности в этом, могут опереться на модель недели [3].
В соответствии с возрастом и реализуемой основной образовательной программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется математическая зона, различными моделями, дидактическими играми и игры-упражнения.
Как отмечает Л. И. Шинкаренко [4], содержание развивающей предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться и включать следующие модели для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста : графические, вещественные, знаковые и др.
Для определения уровня сформированности временных представлений была использованна методика Е. И. Щербаковой «Диагностика уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста».
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска.
Диагностическое обследование позволило выявить особенности сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. У 3 детей (15%) экспериментальной группы и у 4 детей (20%) контрольной группы выявлен высокий уровень развития временных представлений. На среднем уровне находятся 45% (9 детей) экспериментальной группы и 35% (7 детей) контрольной группы. Низкий уровень продиагностирован у 8 детей (40%) экспериментальной группы и у 9 детей (45%) в контрольной группы. Проведенное диагностическое обследование позволило выявить особенности сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения системы работы по развитию временных представлений у дошкольников 5-6 лет.
В результате реализации системы работы у детей сформировались такие знания, умения и навыки: представления о частях суток, их названиях, последовательности; представления о днях недели, их названиях, последовательности; представления о месяцах, их названиях, последовательности; представления о временах года, их названиях, последовательности, отличительных особенностях; умение определять время по часам; умение работать с календарем; умение определять возраст людей по внешним чертам.
После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения, а именно 40% детей экспериментальной группы поднялись на высокий уровень сформированности временных представлений. В контрольной группе динамика выявлена лишь у 5% испытуемых. Реализованная система работы доказала свою эффективность.
Список литературы
1. Белошистая, А. В. Современные программы математического образование дошкольников / А. В. Белошистая. – Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. – 256 с.
2. Рихтерман, Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 48 с.
3. Щербакова, Е. Формирование временных представлений / Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 3. – С. 48-54.
4. Шинкаренко, Л. И. Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений / Л. И. Шинкаренко // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 52-58.