Людмила Королева
Игра «Путешествие» на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР
«ПУТЕШЕСТВИЕ».
Указанный на фото образец имеет большой формат, который позволяет перемещаться самому ребенку по игровому полю.
Развитие пространственных представлений является одной из задач дошкольного воспитания. В рамках своей деятельности я столкнулась с трудностями формирования у детей с ОВЗ пространственных представлений : трудности в восприятии инструкции, ориентировки относительно себя. Создание игрового поля позволило, ограничив ребенка в пространстве, сформировать понимание основных направлений движения (вперед-назад, на право -на лево). В обычных условиях, ребенок затруднялся в понимании своих действий. Данная игра имела положительные результаты.
Публикация «Игра „Путешествие“ на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель игры: учить детей ориентироваться в направлениях собственного тела и тела предмета (на право - на лево, вперед- назад; с правой стороны от, с левой стороны от); формирование поисковой активности; саморегуляции в деятельности; развитие памяти.
Цель для ребенка (игровая ситуация) : поиск нужных кирпичиков для строительства дома.
Ход игры: Начало движения возможно с любой крайней точки карты. На неё расположить предмет для передвижения. В данном случае – это машинка. Общий смысл игры: ребенок вместе с машинкой передвигается по карте и собирает кирпичики для строительства домика.
Например, «Сегодня мы будем строителями. Кто такие строители, чем они занимаются? Правильно, строят дом. И мы с тобой сейчас будем строить дом. Но для этого нам нужны кирпичики. Посмотри на эту карту (показывает). На ней много кирпичиков. Мы сейчас отправимся их собирать.
Но просто так собирать нам их нельзя, мы должны следовать нашему плану (показывает) и, собрать только те, которые пригодятся нам в строительстве. Ведь помимо нас есть и другие строители, которые так же мечтают построить дом». Итак.
Приготовься меня слушать внимательно: посмотри на машинку (начало движения- место нахождения машинки). У неё есть кабина, на кабине -фары и они смотрит вперед. Она может ехать вперед (показать, переместив машинку с одного квадратика на другой, назад, направо, налево. Если я говорю «Передвигай машинку на один шаг вперед» -значит ты двигаешь машинку от одного квадратика до другого вперед (показывает) и останавливаешься за машинкой.» Взрослый для примера проходит несколько шагов с ребенком. «Теперь мы отправимся за кирпичиками. Один шаг вперед, посмотри, справа и слева есть кирпичики, нам нужно положить в кузов кирпичик, который находится с права…. Если ребенок затрудняется в определении направлений : право, лево вперед, назад - проводим повторное обучение с показом движений. Таким образом собираем на карте запланированные кирпичики.
После этого, с помощью взрослого или самостоятельно по схеме ребенок строит дом, учитывая размер и цвет строительного материала.
Одно важное условие- ребенок передвигается по карте вместе с машинкой след – вслед. Это позволяет научиться соотносить свое тело с объектом передвижения. Как только ребенок без ошибок научится соотносить свое тело с объектом передвижения можно предложить ему выйти за карту. При этом машинка дальше продолжит своё движение. Если ребенок начал испытывать трудности, то предложить ему расположить свое тело так, как расположено тело машинки: «Встань так, чтобы твои глаза смотрели в ту же сторону, что и фары машины»…Куда они смотрят, на что? Они смотрит на эту картину. Стань так, чтобы ты тоже смог смотреть на эту картину. Обычно, это задание не вызывает у детей затруднений и, в последствии они начинают самостоятельно, в случае затруднений, ориентироваться.
ВАЖНО! Необходимо не забывать, что целесообразно создавать игровую проблемную ситуацию.
Педагог-психолог
ГБОУ Школа №1391
Королева Л. Н.