Матрена Попова
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее, говорил Л. С. Выготский [4, с. 18].
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта[37].
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и приемов.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [11]. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Философ Л. Э. Голосовкер[37]рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалектическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [37].
Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции[40, с. 281].
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Ж. Пиаже[40, с. 282]. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
- подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
- направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
- является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.
Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связано с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее [6, с. 171].
И все-таки, воображение играет в жизни ребенка значительную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [32, с. 26]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене, вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице : «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника[32, с. 28]. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О. М. Дьяченко[9], в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную[9, с. 12]. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.
Классификация видов воображения, предложенная Л. М. Веккера[3], соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:
- сенсорно-перцептивное воображение;
- словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;
- эмоциональное.
Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[26, с. 60].
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражаются в образе сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимают причудливые формы.
и и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяются жизненным опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем понимания тех описаний и изображений, по которым создаются представления.
Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т. д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.
В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают[26].
В современной психолого-педагогической литературе теорию становления творческой деятельности в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения рассматривали Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов.
Исследуя особенности детского воображения, Л. С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого состоит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [4, с. 24].
Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л. С. Выготского [4, с. 56], каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.
Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л. С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [4, с. 37]. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
Процесс творческого воображения изучался также А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Н. Н. Поддъяковым, О. М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.
Психологические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.
А. А. Люблинская [26] доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
В исследованиях А. В. Петровского [38], О. М. Дьяченко [13] выделены два вида воображения – активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Большинство отечественных психологов, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др., подчеркивают образный характер творческих процессов, а О. М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:
- типизация (создание целостного образа синтетического характера);
- комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);
- акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
- преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
- конструкция (создание целого по части);
- агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
- уподобление (использование аллегорий и символов) [11, с. 48].
Таким образом, творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели и т. д.) умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов [8].
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Мы хотим научить детей нетрадиционным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими распорядиться при решении изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
Для того чтобы сделать программу доступной, выполнимой, воспитатель использует разнообразные методы и приёмы. Методика направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребёнка в жизни, на освоение технических навыков и умений.
Воспитатель проводит с детьми заранее необходимые наблюдения, рассматривает предметы, имеющие определённые очертания. Особенно полезно перед занятием предоставить детям возможность действенным способом познакомиться с данной формой. Воспитатель предлагает обвести форму рукой, поиграть, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета, в котором принимают участие многие анализаторы (глаза, рука, обоняние) создаёт у ребёнка полное представление о предмете.
Цветовая окраска изображаемого предмета должна радовать ребёнка. Воспитатель может в зависимости от задачи требовать произвольной окраски в процессе рисования или допускать (во время рисования по замыслу) свободное использование цвета (дети сами выбирают по желанию цвет краски).
Если воспитатель предлагает изображение предметов растительного мира (деревьев, цветов, травы) он организует целенаправленное наблюдение на прогулке, учитывая имеющиеся для этого условия. Использует поэтическое или художественное слово.
Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель рассматривает с ними реалистические картинки доступного содержания. При этом нельзя ограничивать детей рассматриванием тех 5 – 6 предметов, которые они сами изображают, целесообразно периодически показывать на картинках машины, дома. Объекты растительного и животного мира.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинают с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения [16, с. 31]. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Например: большим пальчиком, ребенок изображает следы медведя, а друг у медведя – маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. В игре педагог показывает детям разнообразные приемы рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и другие. С помощью нетрадиционной техники рисования тычок жесткой полусухой кистью можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок, лиса и волк, раскрыть образ героя, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость, или мрачность, злость героев
На втором этапе работы с детьми используют следующие нетрадиционные техники рисования : восковые мелки и акварель, свеча и акварель, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, рисование по точкам, рисование по стеклу, по дереву, пластилиновое рисование, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, монотипия, монотипия пейзажная, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, тычкование, рисование опилками, манкой и др. [16].
Детская фантазия рождается в игре, и поэтому нужно соединять нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.
На этом этапе дети имеют возможность самостоятельно подбирать листы бумаги (разного размера, формы и цвета, материалы для рисования.
Больше разнообразия вносят и в организацию деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могут сдвинуть вместе столы по два и т. д. Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам (левостороннему освещению, расстоянию до доски, углу обзора) и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности.
На занятиях воспитатель обучает детей выполнению новой нетрадиционной техники изображения. Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать руку, тычок. В течение занятия воспитатель следить за выполнением этого требования.
С целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой или на листе бумаги. Этот приём можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.
В отдельных случаях показ воспитателем приёма у доски оказывается недостаточным. Если ребёнок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребёнок воспринимает движение не только зрительно, но и кинестетически (рукой).