Татьяна Владимировна Демкина
Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
" Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".
Ум ребенка — на кончиках его пальцев. В. И. Сухомлинский
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель: Изучить особенности и возможности развития, и активизации творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
//Инновационные педагогические технологии : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6319/ ( дата обращения: 29.05.2018).
Считается закономерностью, если в работе с детьми дошкольного возраста в творческом воображении использовать изодеятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее, поэтому я выбрала для реализации выполнения задачи - рисование.
Для воспитателей подготовила консультации: "Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности". "Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования".
Во время работы я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получается. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Я старалась найти способы разрешения этой проблемы. Попробовала методы нетрадиционного рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, детям интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на листе кляксы и получать забавный рисунок.
В работе я заметила, что такие занятия развивают память и внимание, речь, и мелкую моторику рук, дети думают, анализируют, сравнивают. Рисовать начали самым простым способом - пальчиками. Этот способ имеет много разных приемов: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком разные линии и т. д. Рисование ладошками доставляет особую радость детям, потому что получается яркий и оригинальный рисунок, практически без дорисовок. Рисование оттисками позволяет детям украшать любые изображения: игрушки, мебель, дома. Способом монотипии дети рисуют животных, птиц, насекомых. Этот способ не сразу легко приняли дети, так как нужна дорисовка предмета. Но после показа и объяснений, работы начали получаться. А вот способ «Тычок» жесткой полусухой кистью - особенно понравился детям. Этим способом мы рисовали и раскрашивали любимых сказочных героев. Постепенно я усложняла способы рисования. Начали рисовать жатой бумагой. Этот способ рисования очень хорошо развивает мелкую моторику руки. А вот "Рисование восковыми мелками и красками", "Рисование свечой и красками", как мы их называем, волшебные рисунки, особенно интересны для детей. Дети входят в роль "волшебника" и сами творят волшебство. Каждая из этих техник - это маленькая игра. На занятиях дети стали чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Поэтому такие занятия я превращала просто в игру. Часто использовала сюрпризные моменты - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие. Или, от имени героя, просила о помощи - ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми. Так, в процессе работы, стало понятно, что такие методы:
Развивают уверенность в своих силах;
Способствуют снятию детских страхов;
Развивают пространственное мышление;
Учат детей выражать свой замысел;
Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивают мелкую моторику руки;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
Самое главное, развивают творческие способности, воображение.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.
Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работу проводила поэтапно:
— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Перспектива:
продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.