Анна Валерьевна Иванова
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами танца
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать творческое воображение у детей помогает музыка. Это связано с ее природой, высокой эмоциональностью, абстракцией языка, позволяющего широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта ребенка. Воздействие музыки на развитие воображения происходит в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами танца» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Необходимо развивать творческие способности детей посредством приобщения их к миру художественных образов, воплощающихся исключительно с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений.
Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов при посредстве собственного тела. В танце творческое воображение детей развивается интенсивнее, нежели в процессе их занятий другими видами музыкальной деятельности.
Танцу присущи образность и сюжетность. Это придает ему черты драматизма, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития творческих способностей ребенка. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимально способствующий формированию и развитию творческих способностей детей.
В работе с детьми по данному направлению одно из главных условий – формирование осознанного отношения детей к средствам танцевальной выразительности, овладение ими языков пантомимических и танцевальных движений. На занятиях дети учатся понимать значение этих движений, осваивая язык танца, могут выражать свое собственное настроение или настроение изображаемого персонажа, знакомятся с различными приемами композиции.
Немалое значение для развития творческих способностей детей имеет оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.
С первых шагов обучения детей хореографии нужно стремиться научить их исполнительскому творчеству, суть которого – выразительность, артистизм, индивидуальная манера отображения танцевальных образов. Со временем этот процесс обогащается творческими находками и изобретениями самих юных танцоров, иначе – композиционным творчеством.
Подбирая музыкальный материал, можно предложить детям сочинить свои танцевальные этюды, пользуясь различными приемами импровизации. Например, предложить детям на заданную музыку показать сказочный образ – игрушки, животного и т. п., либо предложить ребенку самому сочинить определенный образ, подобрать музыкальный репертуар и исполнить его, чтобы остальные ребята отгадали заданный образ.
По характеру исполнения, по удачно подобранным ребенком пластическим приемам, по комбинациям и варьированию известных движений мы выясняем, насколько чутко дети слушают и как понимают музыкальное произведение. Например, во время игры «Вслушиваясь в музыку» идет смена музыкальных произведений, их темпа, ритма и характера. При этом каждый ребенок по-своему реагирует на смену музыки настроением, эмоциями, новизной и выразительностью пластики.
Чрезвычайно благоприятен для формирования творческих способностей детей сюжетный танец. Эта яркая и выразительная форма детской художественной деятельности вызывает живой интерес, как исполнителей, так и зрителей. Интерес такой обусловлен образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и зримой демонстрацией их взаимоотношений в соответствии с развитием сюжета. Создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству.