Светлана Зайцева
Развитие творческого воображения и речи дошкольников младшей группы в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее эффективных средств комплексного развития детей дошкольного возраста является применение театрализованных игр. В процессе использования театрализованных игр происходит развитие дошкольников в рамках всех образовательных областей, что связано со спецификой театрализации. Во время театрализованных игр дети
Публикация «Развитие творческого воображения и речи дошкольников младшей группы в театрализованных играх» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
познают новое, учатся общаться, развивают свою речь, начинают более чутко воспринимать искусство и т. д.
Развитие речи и творческого воображения детей является в настоящее время крайне актуальной задачей, поскольку речевые навыки и творческий подход к любому делу во многом являются факторами, способствующими успешному обучению дошкольникав будущем в школе, а также достижению высоких результатов профессиональных результатов в жизни.
Проведенный нами анализ современной психолого-педагогической литературы подтверждает наличие значительного интереса исследователей к проблемам развития речи и творческого воображения детей дошкольного возраста, а также применения в этих целях театрализованных игр. Так, например, в работе Л. В. Ворошниной [1] раскрывается программа по развитию речи детей, предлагаются конспекты занятий и методические рекомендации. Изданы работы по развитию отдельных сторон речи детей : например,в работе Е. Е. Шевцовой и Л. В. Забродиной [4] рассматривается технология формирова-
ния интонационной стороны речи. Отдельные издания посвящены вопросам развития воображения дошкольников, как, например, работа М. В. Ильиной [2].
Значительной практической значимостью также обладают исследования в области применения театрализованных игр в работе с дошкольниками : например, проблеме педагогического сопровождения театрализованной деятельности в дошкольных образовательных организациях посвящена работа Е. В. Мигуновой [3].
Таким образом, у педагогов есть существенная теоретическая база, которая позволяет на высоком уровне с учетом научных достижений применять театрализацию. В данной статье нами будет рассмотрен практический опыт применения театрализованных игр для развития речи и воображения детей дошкольного возраста.
Театрализацию мы применяем в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В работе нами используются не только театрализованные игры, но и мнемотехника,а также разыгрывание проблемных ситуаций. В процессе театрализации у детей развивается речь, творческие способности, а также социально-коммуникативные навыки (дети начинают понимать друг друга, учатся общаться, перестают часто обижаться на сверстников, приобретают навыки решения проблем).
Чтобы работа по применению театрализации была наиболее эффективной, мы изучили комплекс монографий и научных публикаций по данному вопросу. Также пополнили методический кабинет нашего детского сада соответствующей литературой в печатном и электронном формате. Кроме того, составили картотеку театрализованных игр для детей младшего дошкольного возраста (для каждого возраста свои игры).
Специфика применения театрализации состоит в том, что необходимо пополнение развивающей предметно-пространственной среды, что мы и сделали. Нами сформирована среда, которая включает в себя костюмы для детей, атрибуты, декорации, предметы-заместители. Данная задача является непростой, поэтому мы развивали свои навыки рукоделия, а также обратились за поддержкой к коллегам и родителям, они с удовольствием откликнулись на эту просьбу. Здесь мне хотелось бы отметить, что в создании декораций для театрализованных игр принимали участие также сами дети. Считаем, что это очень важно, так как приобщает детей к коллективной деятельности, способствует развитию трудовых и социально-коммуникативных навыков, а также воображению.
Развивающая среда была пополнена следующими предметами. Центр сказки и театрально-игровой центр пополнили атрибутами для организациинастольного, пальчикового, кукольного, магнитного, а также традиционного театра. Кроме того, создана папка передвижка на тему «Развитие ребенка в игре».
В течение всего учебного года мы проводим с детьми пальчиковые игры (как правило,в качестве разминки, игры с применением настольного и теневого театра, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-этюды, мини-сценки, а также полноценные театрализованные представления.
Организуя театрализованные игры, мы в своей работе стараемсяпридерживаться следующих правил:
1. Выбираем темы и сюжеты в соответствии с возрастом детей.
2. Вызываем у детей интерес к конкретной теме и театрализации в целом. Этому способствует проведение предварительной работы с детьми (чтение сказок, рассказов, просмотр тематических мультфильмов, иллюстраций, организация наблюдений и др.).
3. Предоставляем детям свободу творчества, возможность вносить изменения в сюжет и речь героев. В то же время показываем детям возможное способы передачи эмоционального состояния героев посредством мимики, жестов, изменение голоса.
Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также наш практический опыт показывают, что театрализованные игры способствуют развитию речи и творческого воображения детей. Применение театрализованных игр целесообразно в младшем дошкольном возрасте. Чтобы театрализованные игры, проводимые с детьми, показывали наибольшую эффективность, необходима тщательная подготовка
к ним: создание костюмов, атрибутов и декораций, знакомство детей с темой, предварительная работа с детьми.
Список литературы
1. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть
2. Старшая и подготовительная группы. – М. : Юрайт, 2022. – 302 с.
2. Ильина М. В. Развитие воображения дошкольников. – М. : Национальный книжный
центр, 2017. – 176 с.
3. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности
в детском саду. – М. : Лань, 2020. – 172 с.
4. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны
речи. – М. : Юрайт, 2021. – 189 с.