Сона Бадирян
Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных образовательных технологий на занятиях. Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ»
Публикация «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Сегодня мы поговорим о современных образовательных технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. К числу современных образовательных технологий можно отнести : - здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. - технология проектной деятельности- это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. -технология исследовательской деятельности- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира. -информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. -личностно-ориентированные технологии –цель этой технологии максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. -технология портфолио дошкольника и воспитателя -Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. -технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач). Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, технология позволяет каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, а также развитию творческого воображения. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Задачи: • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; •сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать; •развить творческие способности, умение нестандартно мыслить; •развивать способность быстро входить в новые предметные области; • развивать умение логически мыслить,выражать свои мысли; •развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; • воспитывать творческую личность. Уважаемые коллеги, сегодня мы проведём семинар-практикум по распространению актуального педагогического опыта «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ». Как вы думаете, в каких видах деятельности может применять ТРИЗ-технологию? (ответы). ТРИЗ – технологию мы используем практически во всех видах деятельности (в образовательной, в самостоятельных и совместных играх и в режимных моментах). Сегодня мы остановимся более подробно на ТРИЗ-играх для дошкольного возраста. Предлагаю вам сыграть в игру для детей 4-5 лет Игра 1. «Что умеет делать?», которая направлена на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: ведущий называет объект (показывает или загадывает с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель: Телевизор. Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. Игра 2. Следующая игра называется «Где живет?» на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление. Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. Ход игры: В: Посмотрите, кто изображён на картинке? Д:Медведь! В: Где живет медведь? Д: В лесу, в зоопарке. В: А еще? Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Игра 3. «Что будет, если…» направлена на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. В. : Что будет, если в ванну с водой упадет бумага? Камень? В. : Что будет, если летом пойдет снег? Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: В. : Что будет, если ты окажешься на Луне? И так, как мы уже поняли игры и занятии с ТРИЗ – технологией позволяет каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, а также развитию речи и творческого воображения. С элементами этой технологии можно проводить не только игры, ну и занятии! Игра-занятие математики с элементами аппликации, с ТРИЗ – технологией. Ход занятия: Воспитатель раздаёт бумаги и вырезанные геометрические разные фигуры, которые дети приклеивают самостоятельно, выборочно, и по своему усмотрению. Они собирают по своей фантазии, а не по примеру,образцу воспитателя, объекты из геометрических фигур. Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного семинара-практикума. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек, который соответствует вашему мнению. Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина - мне это не нужно, выброшу. Спасибо за внимание! Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников!